ДВАДЦАТЬ девятого мая 1999 г. был издан приказ министра обороны РФ "О правовом обучении в Вооруженных силах Российской Федерации". Есть основания надеяться, что этот документ положит конец правовому нигилизму среди военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ, и обстановка в области правовой грамотности все же изменится к лучшему.
Такого рода нормативно-правовые акты существуют достаточно давно. Новый приказ содержит положение о том, что "воспитание высокой правовой культуры, правовое обучение нормам международного гуманитарного права является составной частью боевой подготовки, одним из важнейших средств укрепления законности и правопорядка в Вооруженных силах Российской Федерации". Это говорит о понимании значимости данной проблемы.
Опыт российской правоприменительной практики показывает, что издание нормативно-правового акта часто бывает недостаточным. Необходимо, чтобы документ был внутренне согласованным, не вступал в противоречие с системой российского законодательства, а его формулировки исключали спорное толкование. Иначе просто утратится ценность правоприменительного акта.
Несомненно, авторам вышеназванного документа необходимо было бы позаботиться о качестве продукта нормотворческой деятельности МО РФ. В частности, в конкретизирующих нормах исключить возможные варианты толкований приказа, а точнее, приложения к нему в виде инструкции о правовом обучении в Вооруженных силах Российской Федерации. Что следует под этим понимать, продемонстрируем на примере редакции раздела "Методическое и материальное обеспечение правового обучения".
В этом разделе пунктом 10 определено, что Управление делами Министерства обороны Российской Федерации, командование и органы воспитательной работы военных округов (флотов) с привлечением подразделений юридической службы и во взаимодействии с органами военной прокуратуры и военными судами обеспечивают разработку научно-методических рекомендаций по осуществлению правового обучения личного состава Вооруженных сил Российской Федерации.
Здесь, конечно, большим плюсом является стремление МО РФ скоординировать свою работу и работу правоохранительных органов, привлечь их к решению этой задачи. Общеизвестно, что у каждого ведомства есть свои наработки и достижения в этой области. Например, в органах военной прокуратуры работа по правовому информированию рассматривается как одно из важнейших направлений деятельности.
Однако такая редакция инструкции ни в коей мере не должна толковаться расширительно. Основная практическая работа по обучению и воспитанию в соответствии с тем же приказом должна проводиться исключительно офицерским составом МО РФ. Что касается военных прокуроров, то обязанности по обучению или воспитанию военнослужащих на них никогда не возлагались. У прокуратуры несколько иная специфика деятельности, которая регламентируется Конституцией Российской Федерации и Законом "О прокуратуре РФ".
Кроме того, приказом не предусмотрен четкий механизм материального обеспечения мероприятий, связанных с правовым обучением в Вооруженных силах РФ. Краткое определение, что бюллетень Верховного суда Российской Федерации, бюллетень Высшего арбитражного суда Российской Федерации и другие необходимые юридические издания рекомендовать к подписке исходя из финансовых возможностей органов военного управления, не решает всех проблем. Вот и следует задуматься: а каким образом будут созданы кабинеты и уголки военного законодательства, как можно обеспечить так называемый правовой ликбез, если из этого нормативного акта неясно, откуда брать средства?