Еще недавно обеспечение продовольствием армии и флота бало предметом особой заботы государства. Однако все попытки, предпринятые в 90-е годы, выстроить надежную систему обеспечения Вооруженных сил без участия государства, в надежде на регулирующую роль рынка, оказались неудачными.
Открытые торги не позволили решить главной стратегической задачи 90-х годов - восстановить прочные хозяйственные связи с агропромышленным комплексом страны и на этой основе построить эффективную и надежную систему продовольственного обеспечения Вооруженных сил в условиях рыночной экономики. Практика проведения открытых конкурсов оказалась не совместимой с порядком исполнения государственного оборонного заказа на закупку и поставку продовольствия для Вооруженных сил, который предполагает его размещение на определенных предприятиях-исполнителях.
Проведение открытых конкурсов привело к вытеснению из числа поставщиков продовольствия Вооруженным силам товаропроизводителей и значительному преобладанию среди них посреднических коммерческих структур, замкнувших на себя большую часть бюджетных средств, выделенных государством на закупку продтоваров.
Весной этого года Самара, Москва, Новосибирск, Екатеринбург стали местами проведения не очередных дежурных мероприятий, а весьма полезных, откровенных, порой острых дискуссий по вопросам обеспечения продовольствием армии и флота. В нем приняли участие руководство Тыла Вооруженных сил, главы администраций, руководители агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации, командующие войсками Московского, Приволжского, Сибирского и Уральского военных округов, ряда других силовых структур, а также Минэкономики и Минсельхозпрода России.
Актуален вопрос: "Почему не удалось выполнить государственный оборонный заказ по закупкам продовольствия для войск в 1999 году и что нужно сделать, чтобы это не повторилось в 2000 году?"
Функционирующая сегодня система закупок продовольствия для военных потребителей стимулирует не столько производителя, сколько посредника, который, пользуясь открытой формой торгов, фактически вытеснил с рынка товаропроизводителей. Ситуацию нужно менять. Министерство обороны заинтересовано в том, чтобы работать с отечественными товаропроизводителями напрямую, без посредников.
Выдвигались весьма убедительные аргументы в пользу необходимости организовать работу с отечественными товаропроизводителями по выполнению поставок продовольствия в рамках госзаказа. Сегодня ни одна государственная структура не берет на себя ответственности за обеспечение гарантированных поставок продукции, тогда как во всех странах мира справедливо считают, что в решении этой задачи роль случайного фактора должна быть сведена к минимуму.
У нас же получается, что государство в этой ситуации является фактически сторонним наблюдателем, хотя прекрасно знает, что любая частная фирма, особенно посредническая, может внезапно обанкротиться и исчезнуть. Сейчас система обеспечения продовольствием Вооруженных сил построена на основе договорных отношений в основном с поставщиками-посредниками, выигравшими открытые конкурсы. В принципе такая система может работать, но она не имеет главного - гарантированного государством запаса прочности.
Если Министерство обороны будет заключать контракт на поставку продовольствия под гарантии губернаторов, то оно может авансировать производителя. В 1999 году оно уже проавансировало госзаказ на 100 млн. рублей, а в этом году планирует удвоить эту цифру.
Серьезной проблемой является отсутствие у товаропроизводителей заинтересованности в выполнении гособоронзаказа. Предусмотренная законами система льгот и поощрений исполнителям госзаказа на практике не работает. Как образно выразился один из выступающих, госзаказ должен стать для производителя своеобразной конфеткой.
Военные потребители хотели бы услышать четкие ответы на следующие вопросы: кто конкретно в регионах будет отвечать за выполнение госзаказа по поставкам продовольствия для армии и флота? Кто и каким образом будет там отбирать поставщиков? Когда, наконец, заработают экономические стимулы для исполнителей госзаказа?
В ходе совещаний участниками было высказано много интересных и дельных предложений в развитие проекта Федерального закона "Об обеспечении продовольствием военных и приравненных к ним спецпотребителей".
В основу нового закона заложена концепция, позволяющая решить две главные задачи: обеспечить поддержку отечественного АПК за счет целевого направления товаропроизводителям бюджетных средств, выделяемых спецпотребителям на закупку продовольствия, и создать надежную и эффективную систему их обеспечения на основе долговременных экономических связей между госзаказчиками и производителями. В законе существенно повышается роль государства в обеспечении продовольствием силовых структур.