0
612
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

17.11.2000 00:00:00

Военные реформы - под гражданский контроль


Уважаемая редакция! Хочу поблагодарить вас за то, что представляете на страницах "Независимого военного обозрения" различные точки зрения, которые не всегда соответствуют официальным. Вот и я решил высказаться по вопросу военной реформы, которая идет у нас в стране. В обществе и среди политиков принято считать, что проблемы нынешней Российской армии заключаются только в отсутствии средств. На самом деле эти проблемы возникли задолго до того, как стала ощущаться нехватка денег.

Проблемы Вооруженных сил являются во многом порождением советской системы. Причин тому много, но основная из них заключается в худшей форме единоначалия - тоталитаризме, поскольку ВС России до сих пор являются заповедником порядков и правил, сохранившихся еще с советских времен. На протяжении последнего времени политическое руководство страны, стремясь обеспечить лояльность армейской верхушки, не проводило никаких реальных реформ в армии, боясь затронуть интересы генералитета. Широко проанонсированная военная реформа на деле свелась только к сокращению Вооруженных сил, что в комплексе с неизменными принципами управления во многом привело к утрате боеспособности армии, особенно в таких видах ВС, как ВВС и ВМФ. На практике реформа отдана на откуп людям, которым она меньше всего нужна, - генералам, все тем же "красным директорам", только в погонах.

Так в чем же должна заключаться военная реформа? Прежде всего в осуществлении действенного гражданского контроля над армией. Подобная система реализована во всех развитых демократических странах. Пример, уже ставший хрестоматийным, - ВС США. Ссылки на американскую армию вызывают у некоторых аллергию, но справедливости ради следует признать, что в настоящее время она является наиболее боеспособной армией мира. И большую роль в этом играют комиссии органов представительной власти, в частности, конгресса США. Этими комиссиями рассматриваются практически все вопросы военного строительства - начиная от изменений в структуре вооруженных сил и закупки тех или иных образцов вооружения и военной техники и заканчивая разбором всех происшествий с принятием кадровых решений.

Помимо этого конгресс США занимается распределением финансовых средств на военные нужды, причем в отличие от России прозрачность бюджета в Соединенных Штатах полная, до последнего цента. Годовой военный бюджет состоит из тысяч пунктов, целесообразность каждого из которых палате представителей еще необходимо доказать. В нашей же стране военный бюджет насчитывает всего лишь несколько пунктов, что предоставляет широкое поле для возможных злоупотреблений. Государственной Думе такая ситуация в определенной степени даже выгодна: деньги выделены, а на что их хватило - это уже не проблемы представительного органа власти.

Федеральное собрание РФ, на мой взгляд, должно иметь четкие, установленные законом функции по управлению процессами военного строительства и повседневной жизни Вооруженных сил. К ведению представительной власти должны относиться: изменения структуры военной организации государства; установление необходимых пропорций между силовыми блоками и их численностью; распределение финансовых средств (вплоть до последней копейки), включая разработку и закупку тех или иных образцов вооружения и военной техники; расследование и принятие мер по серьезным происшествиям; утверждение назначений военачальников (скажем, от командующего армией и выше).

Еще одним направлением реформы ВС должно стать создание независимого военного профсоюза, аналоги которого существуют в вооруженных силах многих стран. Именно он должен взяться за наведение порядка, в частности, в низовых звеньях армии. Большинство нарушений и, надо прямо сказать, безобразий в ВС РФ возможны только потому, что военнослужащие в правовом отношении практически не защищены. Кстати, попытка создания подобия военного профсоюза была быстро подавлена в начале 90-х годов руководством ВС, которое почувствовало за этим угрозу своим интересам.

А тем временем обстановка в ВС продолжает ухудшаться. Как это ни парадоксально, в советские времена социальная защищенность военнослужащих была выше - офицер, ущемленный в правах, имел возможность обратиться в тот же партком. А сейчас жаловаться на всевластие и произвол некоторых военачальников просто некому. В крайних случаях военные могут обратиться в суд, но зачастую это означает фактическое окончание их службы. Поэтому многие права военнослужащих по-прежнему остаются только на бумаге.

Вооруженные силы нуждаются в глубоких реформах, однако проведение их возможно только при гражданском контроле со стороны общества.

Сергей РОМАНОВ,
капитан 3 ранга,
командир радиотехнической боевой части АПЛ "Кузбасс"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1985
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2976
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2353
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2356

Другие новости