0
1092
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

01.12.2000 00:00:00

А борт и ныне там

Тэги: аэродром Чкаловский, самолет, полет


Если обывателя, не имеющего отношения к армии, поднять в ночь с четверга на пятницу с постели и доставить на военный аэродром "Чкаловский", что в пятидесяти километрах от столицы, то он наверняка подумает, что началась война или разразилось ужасное стихийное бедствие. На его глазах сотня служивых людей, не взирая на чины и звания, вместе с женами и детьми будет виться возле амбразуры окошка диспетчера в надежде выбить себе посадочный талон. И так каждую неделю. Вылет самолета военно-транспортной авиации в Душанбе сопровождается толпами народа и плачем детей. Ситуация, которая в 1996 г. была названа критической, продолжает оставаться таковой и по сей день.

Но так было не всегда. Когда в 1993 г. 201-я дивизия, дислоцированная в Таджикистане, доукомплектовывалась, личный состав отправлялся совсем по-другому. Бесплатное питание, удобное время вылета, никакой бумажной волокиты и придирок по поводу неразборчивой подписи. Солдат и офицеров посылали на войну. Со временем к чрезвычайной ситуации привыкли, и вместо двух бортов в неделю стал летать один. Теперь каждому военнослужащему, возвращающемуся из отпуска или командировки, приходится иметь железные нервы, чтобы выдержать беспредел, который творится в "Чкаловском".

То, что военные люди привыкли к трудностям, вовсе не означает, что они должны их постоянно испытывать. Служба в Таджикистане тяжела вдвойне. Постоянные наряды, жаркий климат, выполнение задач по усилению таджико-афганской границы накладывают свой суровый отпечаток. Но, казалось бы, если люди так выкладываются, если они вдали от Родины рискуют жизнью и работают без выходных, то адекватное отношение к ним должно быть и у государства. Однако так думаем мы, не отягощенные большой властью. Те же, в чьем ведении находятся самолеты, аэродромы, войска, смотрят на эти вещи по-иному. Видимо, с высоты их "полета" такие "мелочи", как нормальная перевозка людей, служащих в горячей точке, слишком незначительная проблема. "Летает один самолет в неделю, и хорошо. Что, остается каждый раз по двадцать-тридцать человек? Ну ничего, улетят в следующий раз". И поэтому приходится людям иногда по две-три недели просиживать в этом домике с громким названием "аэропорт". А в гарнизонах в это время уже заводят папки на увольнение по факту самовольного оставления части.

К сожалению, решение проблемы мало зависит от командования соединения. Оно-то как раз принимает все необходимые для этого меры. Неоднократно посылались телеграммы в различные министерские ведомства с просьбой выделить еще один борт хотя бы на период отпусков. Ответ всегда приходил стандартный - отсутствие должного количества исправных самолетов не позволяет назначить дополнительный рейс. Бывает, что случаются ситуации, вообще из ряда вон выходящие. Так, в сентябре и октябре этого года из-за отсутствия топлива несколько раз отменялись плановые рейсы на Душанбе. В результате в "Чкаловском" скапливалось по пятьсот военнослужащих, которым надо было где-то жить, на что-то питаться.

Драматизм положения еще и в том, что многие офицеры, от которых напрямую зависит разрешение трудностей с перевозкой, сами, в составе различных комиссий, часто летают и своими глазами видят, что творится. Закрывать глаза на подобные вещи, возможно им помогает то, что они приезжают на регистрацию на комфортабельных микроавтобусах, а регистрацию проходят отдельно от всех. Если же по какой-то причине самолета не будет, то через два часа эти офицеры окажутся дома, а солдат, если он очень сознательный, останется на жесткой скамейке ждать следующего четверга. Если же не очень, то после второй недели в аэровокзале, который отнюдь не напоминает Шереметьево, он плюнет на все, скажет: "Служите сами в своей армии и летайте ее самолетами", соберет вещи и уедет домой. Позвонит в часть, сообщит, что увольняется, и дело с концом.

Конечно, есть еще и железнодорожный транспорт. Но кто захочет ехать четверо суток в поезде, который явно не является эталоном чистоты и безопасности. А чтобы отправлять в его составе "чисто военные" охраняемые вагоны, у министерства обороны, как всегда, нет денег.

Частично снять остроту положения могла бы перевозка людей самолетами гражданской авиации, но и здесь все упирается в финансы. Задолженность военного ведомства авиакомпании, осуществляющей полеты из Самары, составляет 11 млн. руб. Когда деньги будут переведены на ее счет - неизвестно. По этой причине в кассах аэропорта на воинские требования смотрят, как на пустые бумажки, и билеты по ним получить невозможно.

Там нет самолетов, здесь нет денег, а страдают в результате люди, честно выполняющие свой долг. Они-то в чем провинились? В том, что приехали в Таджикистан? Или в том, что вообще надели военную форму? Почему некоторые чиновники в Москве сделали так, что добраться им к месту службы (службы, а не ссылки) стало тяжелее, чем на остров Сахалин. Таких вопросов можно задать еще массу. У нас часто в последнее время говорят о реформах в армии. Постоянно что-то объединяется и сокращается, но хотелось бы узнать главное: нельзя ли, чтобы в результате этих преобразований как-то изменилось отношение к людям в погонах и, в частности, решилась проблема перевозки солдат и офицеров 201-й дивизии в Россию и обратно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1043
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2906
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1631
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1998

Другие новости