Перефразируем классика: если в первом акте драмы на стене висит ружье, во втором оно обязательно выстрелит. По-казахстански это будет - если в стране есть оружие, ждите крупного международного скандала. Мы уже рассказывали об этом (см. "НВО" # 25 от 14 июля 2000 г.), но всплывают все новые подробности.
Заговор водителей
Казахстан, по счастливому сравнению с другими постсоветскими странами, за суверенную историю почти не знал громких заказных убийств (директор Карагандинского металлургического комбината Свичинский, глава Алма-Атинского строительного треста Мильграм да несколько странных "самоубийств" госчиновников областного масштаба - не в счет). И вот в одну из ночей в апреле 2000 г. шестью выстрелами в голову возле подъезда собственного дома в Алма-Ате убивают генерального директора госкомпании "Казспецэкспорт" Талгата Ибраева. Директора компании-монополиста в области торговли казахстанским оружием, человека предельно скрытного и осторожного, облеченного немалой властью, большими деньгами и солидными связями.
Оперативно нашли и арестовали первых подозреваемых. Ими (вполне логично) оказались личный шофер Ибраева, раненный в ногу при покушении, Александр Фомин и его коллега и приятель, также водитель "Казспецэкспорта", Алексей Архиереев, у которого (тоже более чем логично) нашли в служебной машине боевую гранату. И хотя "заговор водителей" по ряду формальных признаков явно не тянул на искомый криминал, били и прессовали террористов от баранки с пристрастием. И это при личном контроле президента и первого замминистра МВД генерал-майора В.Симачева, он же начальник следственной группы. "Разобравшись" сам, В.Симачев выразил сожаление и назвал этот факт "неординарным случаем".
Следующим подозреваемым, арестованным лично министром внутренних дел Каирбеком Сулейменовым (случай действительно уникальный), стал полковник КНБ, а затем военной разведки Анатолий Адамов, работавший помощником Ибраева. Полковника "взяли", и тут же следственная машина пошла по второму кругу: адвокатов не допускают, масса процессуальных нарушений, дети полковника бегут из Казахстана, опасаясь за свою жизнь, наконец, апофеоз - милиция задерживает адвоката(!) Адамова Анатолия Гинзбурга. Гинзбург, конечно, "неправильный" адвокат, давно известный в Казахстане политической непонятливостью и профессиональной въедливостью.
Не секрет, что силовые структуры Казахстана в последнее время испытывают острую неприязнь друг к другу и соперничают за место под солнцем, то есть под бюджетом. Основных соперничающих группировок две, связанные соответственно с МВД и КНБ. "Казспецэкспорт" в силу ряда причин не подчинялся ни МО, ни какому другому ведомству, кроме руководителя аппарата правительства К.Саудабаева. А последний бесконечно хитрил, перебегал из одной группировки в другую и пытался вести свою игру.
Ибраев тоже временами был не по чину самостоятельным. Скорее всего долгая заминка с ответом на вопрос "С кем вы, господин Ибраев?" и привела к фатальному исходу. Похоже, именно передел сфер влияния казахстанских силовиков в оружейном бизнесе и обернулся трагедией.
Не все знает статистика
Не секрет, что любым сомнительным бизнесом в стране занимаются специально созданные для этого дела фирмочки. В Казахстане им дали звучное название:"Республиканские государственные предприятия". Указ об их создании (имеющий силу закона) президент Н.Назарбаев подписывал во время очередного "самороспуска" парламента, то есть парламентарии его не обсуждали и не принимали. Вообще законодательство, регламентирующее деятельность многочисленных "РГП" (всего их около 80), крайне запутанно и противоречиво. Пользуясь юридическими пробелами, "РГП", как пиявки, облепили казахстанские министерства, выступая в роли монополистов на оказание эксклюзивных работ и услуг. Естественно, соучредителями и фактическими владельцами подавляющего большинства "РГП" были те же министерства, точнее министры, их учреждавшие. Свои РГП есть у МВД, свои у Минобороны и КНБ, только РГП "Казспецэкспорт" как-то завис в междуначалии.
И завис над лакомым куском, ведь чего-чего, а плохо учтенного вооружения и военной техники в Казахстане предостаточно. Это по обнародованной в России статистике Казахстан располагает парком в 630 танков, 1000 БМП и БТР и 1000 артсистем ("НГ" от 26 мая 2000). По казахстанским же данным, только в последние годы существования СССР и только из групп советских войск в Восточной Европе в республику было вывезено 6 тыс. современных танков, 1,5 тыс. БМП и БТР, 7 тыс. арторудий ("Экспресс-К" # 102 от 16 июня 2000). Ошеломляющая разница! Возникает закономерный вопрос - если так много было, то куда делось? Ответ прост. Часть распродана по демпинговым ценам тем же КНДР, Эфиопии, Индии, Пакистану, различным афганским правителям и т.д., а часть по сей день продолжает пребывать в "плохо учтенном" состоянии на базах хранения военной техники. По словам полковника МВД Б.Азбеля, по долгу службы вынужденного заниматься оружейными делами, "с развалом Союза в Казахстане осталось море стрелкового оружия, контроль за которым оставляет желать лучшего" ("Экспресс-К" # 92 от 2 июня 2000). И не только стрелкового. До чего дошло: алма-атинские газеты печатают объявления вроде следующего: "продаю БТР-80", цена - одна(!) тысяча долларов. И это не шутка. ("Экспресс-К" # 98 от 10 июня 2000).
Какой контроль! На хитроумный вопрос журналиста "Рейтер" сам министр обороны честно признался, что не знает ни точного количества, ни качества имеющихся в Казахстане единиц вооружения. Более того, вдобавок к имеющимся немалым арсеналам, Москва продолжает передавать Н.Назарбаеву "за долги" образцы своей новейшей техники.
Казахстан со спокойной совестью реэкспортирует технику дальше. Занимаются этим делом, наряду с названными РГП, международные посредники с далеко не безупречной репутацией. Можно назвать, к примеру, Олега Орлова, владельца компании "Данфорд Авиа-Прогресс", ныне объявленного Казахстаном в розыск, или Олега Сенькина, бывшего полковника КГБ, еще пару лет назад владевшего автосалоном, а ныне разыскиваемого ЦРУ за поставки вооружений в "проблемные" арабские страны.
Факты выстраиваются в систему
О покойном или хорошо, или никак. В полном соответствии с данной формулой казахстанские официальные лица и СМИ исключительно положительно характеризовали Т.Ибраева, который "отстаивал государственные интересы, был честен, принципиален, никому не переходил дороги┘" и т.д. Возможно, все это и так, но справедливости ради отметим, что погибший давно, очень давно начал заниматься рисковым оружейным бизнесом.
День в день с трагической кончиной Т.Ибраева с аэродрома под Байконуром в нарушение всех мыслимых инструкций улетел в┘ Конго военно-транспортный Ан-12. Борт был продан через некое РГП "Инфракос" некой авиакомпании "Русь" за 35 тысяч тенге. Продан, выходит, в Россию, а оказался в Конго. Более того, государственное информагентство "Хабар" сообщило, что Ан улетел с грузом вооружения на борту. И большой открытый вопрос: что там казахстанские "военторговцы" вывозили с Байконура?
Скандал за скандалом. "Вечерний Новосибирск" пишет о задержании в городе преступной группы, специализирующейся на поставках радиоактивных материалов из Казахстана. В Семипалатинске осуждены лица, похитившие с Ульбинского металлургического комбината 210 урановых таблеток. Их тоже планировалось "торгануть" в Россию...
По официальным данным, обнародованным министерством экономики Казахстана в июне 2000 г., доля "теневой экономики" составляет 20-28% от общего объема ВВП страны или порядка 4 млрд. долл. Сколько миллионов (или миллиардов?) долларов от оружейного бизнеса находится "в тени", не знает никакое министерство экономики.
Достаточно сказать, что почти все действующее армейское руководство, и ныне находящееся в высоких кабинетах, - вчерашние герои скандальных историй.
Фирмы-прилипалы
В ноябре 1999 г. "новый" министр обороны С.Токпакбаев, едва ознакомившись с вверенным ему хозяйством, отправил в отставку сразу все руководство тыла казахстанской армии: генерал-майора В.Тузикова (зам. начальника Генштаба по тылу), генерал-майора С.Байтемирова (начальник ГУ строительства и размещения воинских объектов МО) и полковника Д.Халикова (зам. министра обороны по тылу). Через три дня в кабинетах Халикова и Тузикова одновременно (какое замечательное совпадение) вспыхнул пожар. В особо охраняемом здании Министерства обороны дотла выгорела вся документация по тендерам на закупку продовольствия, ГСМ и прочего необходимого армии имущества.
Почти ежегодно компании, специализирующиеся на торговле оружием, меняли название, ведомственную принадлежность и руководителей. У них масса советников, посредников, консультантов, лоббистов - болгар, русских, американцев, индийцев, иранцев, пакистанцев┘ Не покидает мысль, что весь этот околооружейный хаос был организован сознательно, чтобы было проще ловить рыбку в мутной воде.
Примета дня в том, что подковерная борьба оружейных казахстанских воротил переместилась на поверхность. Исход ее во многом зависит от того, кто станет преемником Н.Назарбаева, и потому схватка становится все острее.
РГП "Казспецэкспорт" передан в подчинение министерству обороны, арестован с обвинением ("соучастие в убийстве") преемник Ибраева, отставной полковник КНБ Э.Кошкаров. Наконец, правительство постановило: расформировать "Военно-техническую комиссию" К.Саудабаева и создать взамен другую "Военно-техническую комиссию" во главе с┘ К.Саудабаевым. Первый раунд борьбы закончился, но сколько их еще впереди? Делать прогнозы в столь запутанной ситуации занятие неблагодарное, но извлечь из нее некоторые выводы, полезные для России, можно.
Итак, оружейный бизнес в Казахстане имеет ряд специфических черт, выводящих данный род занятий из поля деятельности обычного права. Занимаются им люди, не просто близкие, а совсем близкие к президенту. Навести порядок в своем оружейном бизнесе Казахстан не может по определению, потому что те, кто призван этим заниматься, сами имеют в нем интерес.
России ("Росвооружению" в особенности) стоит задуматься, надо ли продавать, точнее, передавать Казахстану военную технику. Пора практичнее подходить к своим партнерам по бизнесу и выбирать среди них действительно достойных и честных, без пятен на репутации.
ПОД ЗАВЕСОЙ СЕКРЕТНОСТИ
Между тем закрытый судебный процесс по делу об убийстве Т.Ибраева, начавшийся 18 января, продолжается. Проходит он в обстановке строгой секретности. Как сообщил агентству "Интерфакс-Казахстан" один из участников процесса, "существует вероятность", что уголовное дело может быть отправлено на доследование.
Местный еженедельник "Время", со ссылкой на "хорошо информированные конфиденциальные источники, сообщил, что главный обвиняемый - преемник Т. Ибраева на посту главы компании Эрса Кошкаров "дал полный расклад" и еще в ходе расследования назвал ряд известных в республике лиц, в том числе высокопоставленных госчиновников, по его мнению, так или иначе причастных к этому убийству.
По данным газеты, на судебном процессе "будут фигурировать" министр обороны Казахстана Сат Токпакбаев, посол Казахстана в США Канат Саудабаев, глава службы внешней разведки "Барлау" Женис Рыспаев.
Следствие считает доказанным факт, что исполнителем убийства был Амангельды Амангалиев, который летом прошлого года погиб в ходе спецоперации по его задержанию.