В настоящее время в Генеральном штабе ВС РФ завершается работа по пересмотру общевоинских уставов. Хотелось бы высказать по этому поводу ряд соображений. Один из разработчиков новых уставов генерал-майор Александр Моисеенко в "НВО" # 5 отметил, что проектом Дисциплинарного устава ВС РФ предполагается отмена такого вида наказания, как наряд вне очереди на работу для военнослужащих срочной службы. Аргументируется это в основном тем, что наряд на работу младшими командирами применяется неправильно. Думается, идея отмены этого вида наказания в Российской армии преждевременна.
На мой взгляд, надо идти не по пути отрицания сложившейся системы мер наказания, а по пути поднятия престижа сержантского звена в моральном и материальном плане, качественного подбора младших командиров, их воспитания и обучения. Это актуально еще и потому, что укомплектованность первичных офицерских должностей кадровыми офицерами в настоящее время крайне низка.
Не следует, очевидно, торопиться с отменой (или модернизацией применения) такого дисциплинарного взыскания, как арест военнослужащего с содержанием его на гауптвахте. Ссылки на Европейскую конвенцию о защите прав человека здесь не вполне правомерны и уместны. Так мы можем зайти слишком далеко. Солдат ВС РФ проходит срочную службу в закрытом военном городке, в казарме, что также можно рассматривать как ограничение его конституционных прав и свобод, т.е. права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции Российской Федерации). В возможной корректировке применения ареста следует исходить в первую очередь из того, что право не может быть выше общественного строя и обусловленного им культурного развития общества.
Пока в России сохраняется всеобщая воинская обязанность и служба по призыву, не следует, видимо, поспешно менять наработанные в течение долгих десятилетий основные положения общевоинских уставов, ибо они продиктованы самой жизнью. Без этого в армии наломано за последнее время слишком много дров. Наши командиры и так не обладают практически никакими возможностями по наказанию нерадивых и недисциплинированных солдат. Невольно складывается впечатление, что проекты новых общевоинских уставов, в которых командиры существенно ограничиваются в своих дисциплинарных правах, объективно направлены на дальнейшее ухудшение дисциплины и правопорядка в Вооруженных силах.
По моему мнению, те, кому поручена переработка общевоинских уставов, глубоко не вникли в существо проблем и очень далеки от реальной жизни войск.