Герцогу Карлу Евгению де Кроа, командовавшему русской армией под Нарвой в 1700 г., наголову разбитому там Карлом XII и сдавшемуся шведам, Россия все-таки обязана сказать "спасибо" хотя бы за то, что он представил и рекомендовал Петру I одного молодого офицера - Питера Лэйси.
Множество иноземцев-военных, готовых продать свою шпагу и умение профессионально, грамотно драться на поле боя, объявилось в ту пору на Руси. Но только об этом ирландце Антон Керсновский в своей "Истории русской армии" имел все основания написать следующее: "...благородная солдатская фигура,.. честный и храбрый воин, всегда стоявший в стороне от придворных интриг, живший интересами армии и нуждами своих подчиненных... Этой армии он отдал пятьдесят лет своей жизни и, умирая в 1750 году, мог сказать, что вся его жизнь была дана "на потребу воинскую" его второй родины".
Керсновский, однако, допустил здесь одну неточность: российский генерал-фельдмаршал граф Петр Петрович Ласси (он же Питер Лэйси) скончался в 1751 г., 19 (30) апреля - ровно 250 лет тому назад. И еще - историк не отметил, что, пожалуй, по праву имя Ласси было присвоено 1-му пехотному Невскому полку 1-й пехотной дивизии русской императорской армии.
"Опытный, неустрашимый полководец" - так охарактеризовал Ласси другой известный наш историк Дмитрий Бантыш-Каменский.
Все верно. Но "неустрашимый" - это скорее от рождения, от природы, так сказать, Отвага, бесшабашная удаль, даже задиристость всегда отличали уроженцев Изумрудного острова. А вот опыт...
Не столь уж он был велик у
22-летнего кондотьера, пусть и успевшему послужить и французскому королю, и римскому кесарю (сиречь - германскому императору). Подлинные командирские навыки, полководческое мастерство Ласси приобретал вместе с войсками российскими, сражаясь со шведами: Нарва, поход на Кокенгаузен, взятие Быхова, бой при Решетиловке, в 1705 г. пожалован в майоры, в 1709 г. тяжело ранен в Полтавском сражении, в разрушенную и изнуренную осадой Ригу (1710 г.) вступил первым, будучи уже полковником, и стал первым же российским комендантом крепости. Затем 1711 г. - Прутский поход на турок, 1712 г. производство в генерал-майоры, 1713 г. - участвовал во взятии крепости Тенинген... Потом были еще и разгром шведской армии под командованием генерала Штейнбока, и захват Штеттина.
Когда в конце Северной войны требовалось принудить шведов к миру на выгоднейших для России условиях, к берегам неприятельской страны Петр I начал отправлять галерные эскадры с десантами дабы не чувствовал себя враг спокойно за морем. А ведь руководство десантной операцией, как никакой другой, требующей от командира инициативы, решительности, мужества, доверят далеко не каждому побывавшему не раз под огнем военачальнику. Петр Ласси оказался такого доверия достоин и его оправдал.
В июле 1719 г. к побережью Швеции под прикрытием линейных кораблей подошел во главе с генерал-адмиралом Федором Апраксиным. Он высадил два отряда войск, одним из которых командовал сам Апраксин, а вторым - Ласси. Причем 2400 десантников генерал-майора с двумя полковыми пушками обратили в бегство более многочисленное шведское войско генерал-майора Шкита, имевшее к тому же 7 орудий. Оба десанта сожгли и разорили свыше 20 железоделательных, медеплавильных, кожевенных и кирпичных заводов, 43 мельницы.
Летом 1721 г. Ласси вновь командует десантным отрядом из 5000 пехотинцев и 370 человек иррегулярной конницы. Высадившись между Евле и Умео, десант свыше полутора месяцев действовал на неприятельской территории, разорил за это время 12 железоделательных заводов, крупный оружейный завод (производительность 8 тыс. ружей в год), 8 пильных мельниц, захватил 607 пудов меди.
В 1736 г. Ласси стал генерал-фельдмаршалом: императрица Анна Иоанновна пожаловала ему фельдмаршальский жезл после войны за Польское наследство 1733-1735 гг., в которой он с успехом участвовал в 4-месячной осаде Данцига (капитулировал 7 июля 1734 г.), разбил 10-тысячный корпус графа Тарло.
Но особо ярко проявился полководческий талант русского ирландца, характерные для него нешаблонность действий, дерзость, оригинальность принимаемых решений, в Русско-турецкой (1735-1739 гг.) и Русско-шведской (1741-1743 гг.) войнах.
Дважды (1737 и 1738 гг.) войска под его командованием врывались в Крым и громили стамбульского вассала - Крымское ханство. И оба раза Ласси вел полки не в лоб, на штурм Перекопа, а в обход: в 1737 г. по Арбатской стрелке, в 1738 г. через Сиваш. Вдобавок в 1737 г. он разбил войско хана в Салгирском бою и у Карасубазара
15-тысячный турецкий отряд, а в 1738 г., форсировав "Гнилое море", заставил капитулировать 2-тысячный турецкий гарнизон Перекопской твердыни, в которой оказалось до 100 пушек.
В кампании против шведов, проходившей на территории Финляндии, русская армия под командованием Ласси в начале осени 1741 г. наголову разбила неприятеля под Вильмастрандом, летом 1742 г. взяла Тавастгус, Борго и смелым маневром отрезала путь отступления вражеским войскам под Гельсингфорсом, заставив их капитулировать.
Общепризнано, что период от кончины Петра I до воцарения императрицы Елизаветы Петровны - эпоха упадка российских вооруженных сил, и в эту эпоху фельдмаршал Петр Ласси, по словам видного военного историка Дмитрия Масловского, "был бессменным часовым на страже действительных нужд осиротевшей русской армии, заброшенной во все время владычества Бирона и Миниха..."