60 лет непрерывной трудовой деятельности генерального конструктора ОКБ "МиГ", дважды Героя Социалистического Труда академика Ростислава Белякова, ныне почетного генерального конструктора самолетов "МиГ" - пролетели как один счастливый миг. И это счастье - созданные им самолеты.
В 1941 г. студент-дипломник МАИ Ростислав Беляков распределяется в ОКБ "МиГ", и с тех пор предприятие становится его судьбой, которую он не променял ни на какую другую, хотя сторонних предложений на повышение было предостаточно. И всю служебную лестницу, с самой нижней должностной ступеньки инженера-конструктора до самой верхней - генерального конструктора, он прошагал, не перескакивая, за 30 лет.
От МиГа-3, первого советского высотного истребителя, до МФИ, самолета ХХI в., а это более 200 проектов и 120 летных образцов, - таков творческий путь академика Белякова. Его можно назвать "последним из могикан": последним из плеяды генеральных конструкторов, создавших отечественную авиацию. Специалистов такого масштаба почти не осталось, и вряд ли они появятся, потому что почвой для их роста были разработки новых самолетов.
Аэродинамика, аэроупругость, проблемы устойчивости, способы и системы управления полетом, авиационно-ракетные системы, силовые установки, бортовые системы, проектирование летательных аппаратов, материалы и перспективные технологии самолетостроения, надежность и безопасность полета - во всех направлениях, без которых немыслима современная авиация, есть заметный вклад Ростислава Белякова как инженера и ученого. Он удачно сочетает в себе ученого-универсала необычайно широкого диапазона знаний с инженером-практиком.
За долгие годы работы на посту генерального конструктора он создал свою школу авиационных специалистов. Ее особенность - тщательная технологическая отработка самолета. "Мелочей в авиации нет", - так считает генеральный конструктор. "Именно Беляков стал инициатором программы повышения надежности и эксплуатационных характеристик МиГ-29. Основой ее стали стендовые испытания как самолета в целом, так и комплектующих, - говорит главный специалист ОКБ Юрий Полушкин. - Результаты превзошли все ожидания. Если раньше у первых МиГ-29 наработка на отказ составляла 2,5 часа, то после проведения стендовых испытаний и доработок по программе эта цифра поднялась до 15 часов. То есть превзошла в 6 раз американские показатели и почти в два раза требования наших военных. Сколько воли и настойчивости было проявлено Беляковым, чтобы придать этой программе государственный статус".
И сегодня, несмотря на возраст, академик Беляков много работает. Он не может жить без МиГов, ставших его вторым "я". Его знания и опыт по-прежнему востребованы: он консультирует своих молодых коллег по проекту истребителя пятого поколения.
"У нас были трудные моменты. Но мы должны сражаться, чтобы МиГи не кончались. Жизнь - это борьба, а в борьбе главное - не отступать", - считает Ростислав Беляков.