УважаемаЯ редакция! Полностью солидарен с содержанием и выводами статей о гибели "Курска" Георгия и Игоря Костевых и Владимира Малеванного ("НВО" # 29, 2001 г.).
Власти и их "официозы" замалчивают и скрывают от общественности причины катастрофы, ибо тогда надо назвать имена виновных. Гораздо проще все "заболтать", как и в прежние времена. Лично у меня почти не вызывает сомнений, что катастрофа "Курска" связана с испытанием опытной торпеды. Возникает вопрос, на каком законном основании боевая АПЛ проводит проверку опытных образцов оружия ВПК? Ладно, в прошлом делалось все по "указующему персту" ЦК КПСС, но уже 10 лет как он исчез, и все отношения с ВПК строятся на экономической основе. Почему же должны подвергать себя необоснованному риску сотни людей экипажей боевых ПЛ ВМФ, а Россия терять безвозвратно своих лучших сыновей?
Пора бы флоту выполнять прямые функции, а не стоять под пятой ВПК, как в прошлом. Для испытания своих опытных образцов оружия ВПК обязан иметь свой стенд-ПЛ с вольнонаемным экипажем в 15-20 человек. Пусть отрабатывают на ней свои опытные образцы ракет, торпед и прочее оружие.
Считаю, что целям отвлечения внимания общественности от трагедии с "Курском" служит и телепередача, вышедшая 10-12 августа, "Русская глубина" (канал ОРТ). В канун ее годовщины говорилось о чем угодно, только не о погибшем атомоходе. Вспоминали о лобзаниях с Хрущевым, перипетиях противостояния в океанах с США и др. Кстати, в эпизоде о гибели и судьбе ПЛ "К-129" почему-то умолчали о позорных действиях правителей СССР и главкома ВМФ, отказавшихся принять от США тела наших погибших моряков. Удивляют плаксивые оправдания бывшего главкома ВМФ о том, что после гибели "Комсомольца", в период "перестройки", правительство не нашло денег на реализацию программы создания средств спасения экипажей аварийных ПЛ. Но почему же он не подал в отставку, а продолжал посылать в море подлодки, заведомо зная, что ждет людей в случае аварии? Напомним, что Владимир Чернавин причастен к началу развала ВМФ, его подпись стоит под документом о ликвидации 130 АПЛ, что послужило сигналом к обвальному разрушению флотов, в т.ч. изничтожению средств и сил спасения. Об этом четко обозначил в своих мемуарах "Фарватерами флотской службы" бывший начальник ГШ ВМФ адмирал флота Георгий Егоров.
Невольно возникает вопрос и к нынешнему главкому ВМФ. Почему наши подводники идут в глубины океана при отсутствии на флотах сил спасения? (Какой командир ВВС выпустит в полет пилота с неисправной катапультой, тем паче без нее?)
В такой ситуации главком ВМФ, видимо, обязан запретить подлодкам плавать в подводном положении, пока флоты не получат надежных сил и средств спасения экипажей аварийных ПЛ, или уйти в отставку.
Наверняка опять заюлит правительство - нет денег. Отыщут их господа олигархи, действительные правители, когда почувствуют решимость военных поступать по закону. Ведь в конце концов охрана океанских рубежей - это в первую очередь защита их сверхприбылей.
В заключение пожелание аппарату ГШ ВМФ - необходимо дополнить ст. 365 Корабельного устава разделом об аварийных ситуациях при пуске ракет и торпед на подводных лодках.