Хотелось бы высказать несколько замечаний по статьям Анатолия Докучаева "Рейтинг асов" ("НВО" # 15, 2001 г.) и "Пилоты из легенды" ("НВО" # 19, 2001 г.).
Приведенный автором список лучших асов советских ВВС, на мой взгляд, грешит неточностями. Почему-то в нем отсутствует известный летчик-испытатель полковник Федоров со своими 40 личными победами и 47 в группе. Что любопытно, за свои военные подвиги он не получил звания Героя Советского Союза. Его присвоили пилоту в 1948 г. за испытательные полеты. Конечно, Федоров был "неудобным" человеком: самовольно улетел на фронт, дерзил начальству и т.п., но это не значит, что о нем надо молчать.
Невольно возникает подозрение, что были и другие такие же люди, чьи подвиги до сих пор мало кому известны. Считаю, следовало бы упомянуть советских асов 30-х гг. (бои в Испании, в Китае, на Халхин-Голе, Финская война), хотя бы Грицевца с 42 личными победами.
Замечу, что, по словам жены Александра Покрышкина, в официальный счет нашего национального героя не вошли примерно 15 самолетов противника, сбитых в начале Великой Отечественной, из-за утери летной книжки. Получается, он уничтожил не 59, а 74 вражеские машины. Насколько этот факт соответствует действительности, можно ли подтвердить его архивными данными и можно ли на основании этого откорректировать число побед ныне покойного маршала авиации?
И еще. Давно с нетерпением жду появления добротной публикации о летчиках-асах. Она должна включать:
1. Обоснованное объяснение такого большого разрыва между количеством побед летчиков-истребителей ВВС СССР и наших союзников по антигитлеровской коалиции, с одной стороны, и пилотов Германии, Японии - с другой.
2. Точный перечень хотя бы 100 лучших асов советских ВВС, включая и летчиков
30-х гг.
3. Основные положения, по которым засчитывались победы в воздушных боях летчикам-истребителям основных воевавших стран. Очень хочется ознакомиться с подобной инструкцией советских ВВС.
4. Корректировку числа побед некоторых асов по данным архивов (как наших, так и зарубежных).
Теперь о статье "Пилоты из легенды". Возникает вопрос, а почему в ней речь идет только о Маресьеве, Бэйдере и Сакаи? Были ведь и другие летчики, сумевшие преодолеть свои физические недуги, - например, Белоусов, Любимов, Захаров, лишившиеся ног, однако водившие в бой истребители. Маликов без одной ноги успешно воевал на бомбардировщике Пе-2. Зачем же мы забываем этих героев? Наверняка, кроме Бэйдера, подобные люди имелись в ВВС союзников и в люфтваффе. В ВВС Японии с одним глазом летал Симокава и с одной ногой - Хиноки. Думаю, нельзя забывать и об авиаторах, сражавшихся в годы Первой мировой и Гражданской войн (морской летчик Прокофьев-Северский и красвоенлет Киш, летавшие без одной ноги).
г. Ижевск