На фоне контртеррористической операции, проводимой США в Афганистане с тотальным применением воздушных носителей средств поражения и информации, действия наших силовых структур в подобной операции в Чечне выглядят весьма незатейливыми. Такой удручающий вывод можно сделать на основе многочисленных телевизионных и газетных материалов, публикуемых в последнее время. В том числе в статье Вадима Удманцева "Прорыв не удался" ("НВО" # 38, 2001 г.) весьма детально описан один из многочисленных эпизодов действий наших пограничников по блокированию и рассеиванию банды Цагораева.
Обращает на себя внимание тот факт, что агентурная разведка в данном случае оказалась на высоте, пограничники заранее знали о намерениях боевиков. Однако это можно считать лишь приятным исключением.
Никакого воздушного наблюдения за районом возможного прорыва боевиков организовано не было. Вместо него - выход дозора и засада на пути движения банды. Путь был неблизкий, вертолетов в погранотряде не оказалось. Пошли пешком и, чтобы сберечь силы, бронежилеты решили не брать.
Не на высоте оказалась организация взаимодействия между многочисленными силовыми структурами, действующими в Чечне. Вначале пограничное начальство приняло боевиков за спецназ ГРУ, потом "горбатые" (вертолеты Ми-24) ошибочно отстрелялись по пограничникам.
Авиационная поддержка была представлена только вертолетами Ми-24 и Ми-8 со стрелково-пушечным вооружением. Они ничего не смогли сделать против боевиков, засевших в прочном каменном доме с земляной крышей, практически дотом. Почему не было "грачей" - штурмовиков Су-25, способных положить 500-килограммовые бомбы с точностью 2-3 м? Или таких "домов" в Чечне не может быть? А если найдется 1, 2, 3 или 20, так мы их голыми руками возьмем, будем штурмовать и без бронежилетов. Как это было в данном случае.
Видимо, недостаточно и снабжение нашей армии и пограничников в Чечне, если обычное для Запада военное имущество, включая приборы ночного видения и лазерные дальномеры, было воспринято как богатые трофеи.
Вместо того чтобы "мочить" террористов даже в сортире, наши военные, как заботливые пастухи, "пасут" их в горах и время от времени рассеивают банды в распадках и лощинах. Это очень хорошо укладывается в традиционную тактику действий боевиков: скрытный период подготовки и сбор банды, активные действия с максимальным привлечением внимания с последующим рассредоточением в горах, лесах и просто среди мирного населения.
В наше время использование против боевиков способов борьбы, описанных еще Львом Толстым полтора века назад, без современных, прежде всего воздушных, средств разведки, информации и поражения - не просто халатность, это смахивает на некое пособничество террористам.
Неужели в России, великой космической и авиационной державе, не найдется достаточно финансовых и других средств для ведения современной борьбы с терроризмом на своей территории?