0
3034
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

23.11.2001 00:00:00

Орудийная одиссея

Тэги: железнодорожная, установка, ТМ312


Судьба

В октябре 2001 г. на открытой площадке музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе была смонтирована 305-мм железнодорожная установка ТМ-3-12. Система эта сама по себе уникальная, в СССР было изготовлено всего три такие установки. Серьезные трудности встретились и при доставке 340-тонной махины длиной 33,92 метра. Но самое любопытное - история этой установки, достойная приключенческого романа в духе Пикуля.

Идея создания тяжелых железнодорожных установок с использованием качающихся частей корабельных орудий калибра 305-356 мм была выдвинута в январе 1927 г. инженером Ленинградского металлического завода Дукельским.

Первыми были созданы шесть 356-мм железнодорожных установок, получившие индекс ТМ-1-14, а затем - шесть 305-мм установок ТМ-2-12. Для последних использовались 305-мм стволы длиной в 40 калибров, изготовленные фирмой Виккерса в годы Первой мировой войны для замены орудий на старых русских броненосцах.

Проектирование следующего типа железнодорожных установок - ТМ-3-12 - началось в ЦКБ-19 в 1935 г. Изготовление лафетов установки велось на заводе им. Марти в Николаеве. А вот 305-мм орудия для ТМ-3-12 были подняты в буквальном смысле со дна моря, точнее, с затопленного в 1916 г. в Севастополе линкора "Императрица Мария".

Устройство железнодорожных установок в значительной мере было обусловлено их принадлежностью к ВМФ. Дело в том, что в середине 20-х годов все железнодорожные артустановки калибра 180-203 мм, использовавшиеся белыми и красными в годы Гражданской войны, были переданы флоту, и там оставались по крайне мере до 1991 г. Это решение принесло большой вред в годы Великой Отечественной войны, когда ни одна тяжелая железнодорожная установка ни разу не стреляла по морским целям, а вела огонь только по сухопутным объектам в интересах армии. Замечу, что и в Гражданскую войну белые и красные железнодорожные установки 99,9% стрельб выполняли по наземным целям. Подчинение флоту было обусловлено панической боязнью советского руководства в 1925-1939 гг. увидеть линкоры британского "Гранд флита" у своих берегов.

Основным способом стрельбы советских тяжелых железнодорожных установок была стрельба с бетонного основания. Строительство этого сооружения размером 16x16x3 м длилось несколько недель. Установка превращалось из железнодорожной в обычную береговую, которая обладала рядом преимуществ, особенно при стрельбе по движущимся целям.

У ТМ-3-12 был и дополнительный метод стрельбы - с колес. Так как угол поворота 305-мм орудия на железнодорожной установке не превышал 5 градусов, то стрельба производилась со специальных железнодорожных веток (усов) с радиусом закругления 500 м. Для изменения угла горизонтального наведения на 10 градусов транспортер должен был передвинуться по ветке на несколько десятков метров вперед или назад.

В боекомплект установки ТМ-3-12 входили старые бронебойные и фугасные снаряды образца 1911 г. весом 470 кг. Дальность стрельбы таким снарядом составляла 29 км. В 30-е годы на вооружение был принят легкий дальнобойный фугасный снаряд образца 1928 г. Его вес составил 314 кг, а максимальная дальность стрельбы - 44 км.

Из трех изготовленных ТМ-3-12 была сформирована отдельная железнодорожная батарея # 9. К началу финской войны она находилась на своей штатной позиции - на бетонных основаниях в районе озера Каравалдайское на южном берегу Финского залива. В ноябре 1939 г. в руководстве РККА царило шапкозакидательное настроение, там собирались брать линию Маннергейма пехотой "на ура". Поэтому об использовании тяжелых железнодорожных установок и тридцати 305-мм гаубиц образца 1915 г., находившихся в Белорусском ВО, никто и не подумал.

Но "закидать шапками" позиции финнов на Карельском перешейке не удалось. Какой-то умник велел стрелять батарее # 9 через Финский залив по финским укреплениям между озерами Куолем-ярви и Кипинолан-ярви. Выпустили девять 305-мм снарядов без корректировки, как говорится, в белый свет, как в копеечку, тут начальство и велело стрельбу прекратить. Решено было перебросить часть железнодорожных батарей на Карельский перешеек. Первой 20 декабря 1939 г. пошла 180-мм батарея # 17, а 26 января 1940 г. за ней последовала батарея # 9, которая поступила в оперативное подчинение начальника артиллерии 7-й армии.

11 февраля 1940 г. начался генеральный штурм линии Маннергейма. Однако по воле начальства морские железнодорожные батареи калибра 180, 305 и 356 мм не наносили ударов по дотам и не поддерживали огнем наступающую пехоту. Им была поставлена задача вести огонь по объектам противника в глубоком тылу. В частности, батарея # 9 с 11 по 25 февраля выпустила 165 фугасных снарядов по железнодорожной станции и городу Выборгу. Как писалось в секретном официальном труде "Советско-финская война 1939-1940 гг. на море" (Москва, 1945 г.), "стрельба велась по площади, без корректировки самолетами, так как в районе целей противник имел сильную противовоздушную оборону, не допускавшую полетов самолетов-корректировщиков".

После окончания советско-финской войны СССР получил в аренду военно-морскую базу на полуострове Ханко. Там было начато строительство мощных стационарных береговых батарей, но для их ввода в строй требовались долгие месяцы, а пока, чтобы перекрыть Финский залив огнем артиллерийских орудий, на Ханко были переведены железнодорожные батареи # 9 и # 17.

Со 2 июля 1941 г. советская ВМБ и город Ханко начали подвергаться огню 254-мм орудий финских броненосцев "Вайнамайнен" и "Ильмаринен". Позиции броненосцев находились в радиусе действия наших железнодорожных установок, но финны сумели так замаскировать свои корабли в шхерах, что их точное расположение было неизвестно советскому командованию, и стрелять было попросту некуда. В ответ с 27 июля 305-мм железнодорожная батарея # 9 и 180-мм батарея # 17 периодически открывали огонь по финскому городу Таммисаари. Стрельбы корректировались самолетами И-153. Была разрушена железнодорожная станция, уничтожено несколько поездов. Из-за сильных разрушений финское командование произвело эвакуацию жителей города.

После принятия решения об эвакуации Ханко под присмотром командующего гарнизоном генерал-майора Кабанова утром 1 декабря 1941 г. началось уничтожение железнодорожных установок. Позже генерал описал этот процесс: "В дуло заряженного ствола опускали множество тяжелых металлических предметов, крупные гайки, костыли или крепления рельсов к шпалам, осколки снарядов, стравливали давление в компрессорах и накатниках, придавали орудию угол возвышения, и производился выстрел. Ствол пушки разрывался, противооткатные приспособления ломались".

Так были уничтожены все три уникальные установки ТМ-3-12 батареи # 9. Однако через несколько месяцев на Карельском перешейке заговорили 305-мм орудия финнов. Разведка подтвердила, что это стреляли 305-мм орудия с транспортеров ТМ-3-12. Контрразведка блокадного Ленинграда начала разыскивать и трясти "ханковцев". Самому Кабанову повезло, он к тому времени командовал береговой обороной на Тихоокеанском флоте. А то ведь под горячую руку и "хлопнуть" могли за оставление врагу боеспособных орудий.

Тайну 9-й батареи у нас узнали только после выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 г. Вскрылась почти детективная история, начавшаяся в ноябре 1920 г. В те дни генерал Врангель увел из Крыма в Константинополь армаду из 132 вымпелов. При этом он заранее продал весь флот Франции. Факт этот по сей день упрямо игнорируется нашими историками.

Ни Франция, ни ее союзники надобности в боевых кораблях не испытывали и посему позволили белым поиграть "в солдатики" в ВМБ Бизерта во французском Тунисе. Флагманским кораблем опереточной флотилии был линкор "Генерал Алексеев" однотипный с "Императрицей Марией". До октября 1919 года линкор назывался "Воля", а до 29 апреля 1917 г. - "Император Александр III". Вооружение линкора состояло из двенадцати 305-мм орудий длиной в 52 калибра и двадцати 130-мм орудий.

В 1924 г. Франция признала СССР и в ноябре того же года прикрыла бизертскую оперетту. Колониальные власти разогнали остатки экипажей, а сами корабли оставили ржаветь в гавани и постепенно сдавали на лом. В 1928-1931 гг. пошел на лом и "Александр III", а его 305 и 130-мм орудия были складированы в арсенале Сиди-Абдула в Тунисе.

С началом финской войны французы предложили орудия "Александра III" Хельсинки. В январе 1940 г. двенадцать 305-мм орудий (точнее, их качающиеся части) были погружены на три финских судна "Джульетта", "Карл Эрик" и "Нина". Через Норвегию восемь стволов орудий были доставлены в Финляндию. Три орудия были в 1942 г. установлены на отремонтированных транспортерах ТМ-3-12 9-й батареи, захваченных на Ханко. Остальные - на береговых установках. Судну "Нина" так и не удалось разгрузиться в Норвегии, и в апреле 1940 г. оно было захвачено германскими десантниками.

Немцы переделали четыре 305-мм орудия на фирме Круппа. Там для них изготовили два типа снарядов - тяжелый 405-килограммовый с дальностью стрельбы 32 км и легкий 250-килограммовый с дальностью стрельбы 51 км. Крупп изготовил для орудий Обуховского завода четыре одноорудийные башенные установки.

305-мм русские орудия получили у немцев наименование 30,5 см K.14(r). Все четыре установки немцы в 1941 г. отправили на британский остров Гернси (Нормандские острова были захвачены летом 1940 г.). Там была построена хорошо укрепленная 30,5-см батарея "Нина", бетонные казематы которой на несколько этажей уходили под землю. Стрельба из 30,5-см K.14(r) велась в условиях хорошей видимости по данным 10-метрового оптического дальномера, а при плохой видимости - с помощью РЛС типа "Вюрцбург". Замечу, что в нашей береговой обороне в годы войны о таких станциях и не слыхивали.

После гибели в ходе авианалета главного строителя батареи капитана 1 ранга Мируса батарея "Нина" получила название "Мирус". Кроме нее на островах Гернси, Джерси и Олдерней немцы в 1941-1943 гг. построили еще 15 береговых батарей калибра 15-22 см.

Береговые батареи Нормандских островов перекрывали своим огнем почти половину западной части пролива Ла-Манш и защищали 110-км полосу побережья департамента Манш. Огонь батареи "Мирус" сильно мешал судоходству союзников, что особенно сказалось в июне - августе 1944 г. в ходе вторжения в Нормандию.

Союзники боялись даже приближаться к Нормандским островам, о которых в британских штабах ходили страшные легенды. Немцы хорошо замаскировали батарею "Мирус", и англичане не знали о существовании 305-мм батареи на острове Гернси, зато были в полной уверенности, что на острове Олдерней существует некая 406-мм батарея. На самом деле там были три батареи с одиннадцатью орудиями калибра 15-17 см. По сему поводу к Олдернею 12 августа 1944 г. подошел британский линкор "Родней" и открыл огонь с предельной дальности из своих девяти 406-мм пушек, но особых повреждений германские батареи не получили, зато "Родней" попал под огонь батареи "Мирус".

Под защитой "Мируса" немцы на Нормандских островах настолько обнаглели, что 9 марта 1945 г. высадили небольшой десант на французское побережье. Союзники в панике бежали, а десантники захватили порт Гранвилл, где взорвали портовые сооружения, и даже увели оттуда на Нормандские острова английское торговое судно, груженое углем.

Официально военно-морские историки Англии и США историю с "Мирусом" тщательно обходят.

Но вернемся к злополучной 9-й железнодорожной батарее. По условиям перемирия с Финляндией все ее трофеи, захваченные у СССР, подлежали возврату. В том числе в январе 1945 г. были возвращены в боеспособном состоянии и три транспортера ТМ-3-12 бывшей батареи # 9.

Из соображений секретности, естественно, от своих, батареи присвоили # 294, хотя все другие железнодорожные батареи сохранили прежние номера.

На 1 января 1984 г. две установки ТМ-3-12 все еще находились в строю в подчинении командования Ленинградской ВМБ, а одна экспонировалась в музее Береговой обороны Балтийского флота на Красной горке. Теперь она встала на последнюю стоянку в мемориале на Поклонной горе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Модернизация Боткинской больницы идет успешно

Модернизация Боткинской больницы идет успешно

Елена Крапчатова

Исторические корпуса клиники были капитально отремонтированы, она получила новое оборудование и новый статус

0
450
Ежегодный инвестиционный налоговый вычет установлен в 150 миллиардов рублей

Ежегодный инвестиционный налоговый вычет установлен в 150 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Промышленники просят расширить список поддерживаемых правительством отраслей

0
565
Путин или Мишустин повезут в Баку новую климатическую стратегию

Путин или Мишустин повезут в Баку новую климатическую стратегию

Михаил Сергеев

Россия расскажет на СОР29 о создании системы углеродного мониторинга

0
642
Квартира, дача и машина не помогают преодолевать финансовые шоки

Квартира, дача и машина не помогают преодолевать финансовые шоки

Анастасия Башкатова

0
850

Другие новости