Северокавказский регион - один из наиболее сложных для выработки той или иной политики федерального Центра. Приходится учитывать множество нюансов - в первую очередь многообразие традиций и культур проживающих здесь народов. Выключенность тех или иных факторов из внимания политиков влечет за собой напряженность в межнациональных отношениях, перерастающих в межэтнические конфликты. В результате сотни детей на Северном Кавказе сегодня остались сиротами, потерявшими одного или двух родителей. Многие подростки, не умеющие найти себе применение в обществе, становятся податливым материалом, пополняющим ряды преступников и террористов. И от заинтересованности в судьбах молодежи, людей старшего возраста, общественных деятелей и политиков во многом зависит будущее страны.
О правильном воспитании подрастающего поколения думали во все времена. Об этом наглядно свидетельствует история Северокавказского суворовского военного училища. Созданное в годы Великой Отечественной войны училище восприняло лучшие традиции офицерства царского времени. Именно тогда, в 1901 г., великим князем Константином во Владикавказе был открыт Казачий, впоследствии - Императорский кадетский корпус. Принимали туда детей не только казаков, но всех народов Кавказа, имеющих дворянский титул. После 1917 г. на базе корпуса разместилась 17-я Тульская пехотная школа красных командиров, переименованная в Орджоникидзевское Краснознаменное военное училище. В 1943 г. правительство принимает постановление об открытии суворовских военных училищ. Через некоторое время Кавказское суворовское училище, созданное в г. Майкопе, перемещается в Северную Осетию. Оно просуществовало до 1968 г., после чего на его базе было сформировано общевойсковое командное училище.
В связи со сложной обстановкой на Северном Кавказе у представителей разных ведомств Республики Северная Осетия - Алания в 1999-2000 гг. возник вопрос о необходимости воссоздания суворовского военного училища. Эта идея нашла поддержку у президента республики Александра Дзасохова и бывшего командующего войсками Северокавказского военного округа Виктора Казанцева. Предложение было рассмотрено президентом России, и с апреля 2000 г. на основании приказа министра обороны началось официальное формирование Северокавказского суворовского военного училища.
Здание на углу улиц Чкалова и Интернациональной, в котором было решено разместить училище, требовало изрядного ремонта. Организация "Владикавказстрой" в сжатые сроки провела работы: были заменены кровля, системы отопления, водо- и электроснабжения. Правительство республики обратилось с просьбой к руководству федерального Центра о разовой финансовой помощи для завершения строительства. Мебель, учебники, наглядные пособия для кабинетов, видеомагнитофон и музыкальный центр помогли приобрести спонсоры училища - международная организация "Красный Крест", Октябрьская мебельная фабрика, магазин "Немецкая мебель", акционерное общество "Одежда". В комплектовании библиотеки помог Российский фонд культуры. Северо-Кавказский военный округ выделил автотехнику. Очень скоро на более чем 5 тыс. кв. м разместились столовая, учебные корпуса, включающие в себя кабинеты эстетического и физического воспитания, компьютерный класс, оборудованный самой современной техникой. В целом же республика обязалась на протяжении пяти лет содержать суворовцев в большей степени за счет своего бюджета, а затем вопросы финансирования полностью перейдут в ведение Министерства обороны.
Начался прием в училище ребят в возрасте 11-13 лет. Срок обучения - семь лет. Ежегодно предполагается проводить набор до 50 учеников из разных регионов Северного Кавказа. Почти сразу стала заметной популярность и престижность училища. Уже сегодня здесь существует конкурс при поступлении: до 15 человек на место. Сказываются и реалии современности: из 300 детей, обучающихся в училище, более 30 остались без отцов в результате локальных войн на Кавказе, столько же суворовцев - круглые сироты. Как не вспомнить здесь историю - ведь создание суворовских училищ было обусловлено необходимостью дать достойное воспитание и образование ребятам, потерявшим родителей во время Великой Отечественной войны. Начальник училища полковник Юрий Манагаров считает, что немаловажен прием в такие учебные заведения детей военнослужащих, поскольку "в семьях офицеров и зарождается генетический тип защитника Родины". А именно воспитание и подготовка с детства к нелегкой профессии военного - одна из главных задач элитных учебных заведений в системе Министерства обороны Российской Федерации.
Надежда Емельянова -
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института востоковедения РАН