В "НВО" # 4 опубликована статья Владимира Спасибо "Ил-2: не легенда, а правда". В ней автор утверждает: "Если судить по объему выпуска, хорошо коррелирующемуся с уровнем потерь, то в 1942 г. урон Ил-2 вшестеро превосходил показатель германской авиации непосредственной поддержки". Странно, что автор судит о потерях Ил-2 по объему их выпуска. Откроем известный статистический сборник "Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР..." под редакцией Г.Ф. Кривошеева (М., Воениздат, 1993 г.). По его данным, в 1942 г. на вооружение ВВС Красной Армии поступило 7200 штурмовиков, а их потери за этот год составили 2600 машин. Как видим, ни о какой корреляции не может быть и речи.
Поражает тенденциозность автора: раскритиковав отечественный штурмовик, он не нашел ни одного недостатка у немецких самолетов. А ведь они были. Знаменитые Ю-87 из-за малой скорости и слабого бронирования могли действовать лишь в условиях слабой ПВО противника, к концу войны они сохранились лишь в ночных подразделениях люфтваффе. Более современные ФВ-190 все же уступали "илам" в бронировании. В полете с полной боевой нагрузкой они шли на небольшой скорости и практически не могли маневрировать. В связи с отсутствием оборонительного вооружения, стреляющего назад, груженые "фокке-вульфы" легко сбивались истребителями союзников.
Все это, видимо, неизвестно Владимиру Спасибо. Он предпочитает рассуждать о неэффективности отечественных противотанковых пушек ВЯ-23, ведь к моменту их появления на Ил-2, "в середине 1942 г. основу танкового парка германской армии составляли тяжелые Т-V и T-VI". Неужели кандидату технических наук неизвестно, что "Тигры" и "Пантеры" в массовых количествах стали поступать на фронт летом 1943 г.?
Список неточностей можно продолжить, но не это главное. Не создает ли автор статьи вместо легенды об идеальном штурмовике Ил-2 другую легенду - о летающем бронированном гробе?
Андрей МАЛЯСОВ
г. Алатырь,
Чувашская Республика