Синдром
ОТГРЕМЕЛА залпами, отпела, отплакала еще одна декада русской славы. Все перемешивается в эти майские дни: улыбки и слезы, радости и печали. Чувство национальной гордости перекликается с ощущением смутной тревоги за будущее. А тут еще календарное соседство двух исторических дат - 9 мая и 22 июня. И вновь лезут в голову назойливые вопросы: а не обрушится ли на страну опять столь же лихое испытание? Готовы ли мы к масштабной современной войне? Что происходит с нашей армией?
Внятных ответов на все это пока не слыхать. Все больше пространные рассуждения о новых вызовах, геополитике, геостратегии. В бесконечных умных разговорах на данную тему мы поднаторели необыкновенно. Скопилась целая прорва слов и выражений, за которыми нередко прячутся скудоумие, маниловщина, махровая лень. Иной чиновник демонстрирует виртуозность в обращении со всей этой хитрой лексической материей. Говорит готовыми абзацами, без запинки, поражая обывательский слух знанием всяких документальных нюансов. Из сумбурных действий предыдущего политического руководства ловко выстраивает четкую стратегию. Оказывается, все так и задумывалось. Такого мастера обобщений голыми руками не возьмешь. На любую каверзу у него имеется отшлифованная сентенция. Но что за душой-то? Все та же надежда на "русский авось"?
7 мая "Красная звезда" напечатала ответы министра обороны РФ Сергея Иванова на вопросы редакции газеты. Впечатление, прямо скажем, неважнецкое. Весьма сомнительно, что отвечал сам глава военного ведомства. "Подмахнул", наверное, текст, понадеясь на интеллект помощников. И напрасно. В итоге получилось то, что получилось: рядом с живым и фактурным военно-политическим обозрением Алексея Лященко занимает больше половины газетной полосы "черная дыра" нескончаемых перепевов об "оптимизации", "активных шагах", "скорректированных задачах" и "намеченных мерах". Пустота и казенщина под претенциозным заголовком: "Мы наследники славы русского воинства". О какой славе речь?! Причем тут русское воинство?!
Тема выступления, впрочем, заслуживает самого серьезного внимания. Реформирование армии, ее профессионализация, повышение социального престижа военной службы. Уж где, казалось бы, как не в "Красной звезде" поговорить обо всем этом откровенно, по-человечески, с чувством ответственности за то, что буквально в каждую строчку "ответов" министра будут вчитываться живые люди, пытаясь сопоставить суждения политического и военного руководителя со своими мыслями. И вот вместо откровений, вместо доверительной беседы солдат, офицер, ветеран получили справку-доклад с чиновничьими пассажами. Хорош подарок ко Дню Победы!
Хотя вроде все правильно, логично. Сначала был утвержден "замысел" военной реформы. Потом определена "стратегия военной реформы", "задан рост качественных характеристик", "намечены меры по оптимизации" ("оптимизация систем всестороннего обеспечения", "оптимизация системы военного образования", "оптимизация стратегического звена управления", "оптимизация структуры, состава и численности Вооруженных сил"). Короче, курс на сплошную оптимизацию всего и вся. Словечко - не придерешься.
"Как меняется облик армии?" - спрашивают себя авторы "ответов" и сами же декларируют: "В основу формирования современного облика Вооруженных Сил и военной организации государства легли решения августовского и ноябрьского заседаний Совета безопасности 2000 года"... Жаль, не Пленумов ЦК КПСС.
"А что скажете о социальном аспекте?" - опять же вопрошают у самих себя составители программного выступления министра. И начинают отвечать, пускаясь в перечисление тех замечательных мер, которые не токмо военные, но и целиком россияне уже выучили наизусть. У непроницательного штатского человека вполне может возникнуть впечатление, что военным без конца повышают оклады. Служивые же терпеливо ждут июля, когда наконец будет проиндексировано их денежное содержание, безнадежно отставшее от стабильно растущих цен.
"А что с жильем?" - следующий вопрос. "Трудноразрешимая проблема", - сообщают нам аппаратчики с Арбатской площади. Коренного перелома не наступило. Жилищные сертификаты есть, квартир нет. Но "разрабатываются предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, направленные на повышение эффективности"...
И все в таком же духе. Почитаешь, и тебя одолевает грусть-печаль. Поразмышляешь над этими записками, и становится тошно. Неужто нельзя было подготовить и опубликовать нормальную, человеческую беседу двух умных людей - министра и главного редактора? Зачем подставлять заслуженную газету и ее способный творческий коллектив? Задаю эти вопросы с горечью и досадой.
В очередной раз мы посмотрели военный парад на Красной площади. Красиво, что тут скажешь! Однако модернизация Вооруженных сил - вещь совсем иная, чем дефилирование оркестрантов. Это нечто другое, чем передвижение старой штабной мебели, переименование училищ в военные институты, перемены окружных столиц и т.п. Наверное, прежде всего это сытый и занимающийся боевой подготовкой, а не попрошайничеством солдат. Это офицер, обеспеченный квартирой, хорошей зарплатой и спокойно отдающий всего себя службе. Это непрерывно стреляющая, плавающая, летающая боевая техника. Это работающая на-гора военная наука.
Наступивший новый век не отменил главенствующего принципа в межгосударственных отношениях - уважение силы. Для России с ее гигантской территорией забывать об этом нельзя как никому. Без армии не будет и самой России. Эту фразу нынче стали повторять всуе. И в этом ее повторении, склонении, импровизации, кажется, затаилась лишь еще одна опасность забалтывания реформирования армии.