В ГАРНИЗОНЕ Северного флота Гаджиево завершились традиционные "военные" сборы обитателей Мурманского океанариума. Как сообщил Интерфакс со ссылкой на директора океанариума Григория Криворучко, 2 серых и 4 гренландских тюленей с начала августа проходили подготовку для использования в поисковых и спасательных операциях на море. Причем серые тюлени - Кай и Филя, постоянно работающие артистами в Мурманском цирке на воде, - использовались в качестве "тренеров" гренландцев, поскольку уже имеют почти пятнадцатилетний "стаж службы" в советском, а затем и российском ВМФ.
Первые же эксперименты, проведенные сотрудниками лаборатории морских млекопитающих Мурманского морского биологического института (ММБИ), начатые в 1984 г., показали, что тюлени по отношению к человеку ведут себя неагрессивно, по своим умственным способностям ничуть не уступают ни морским львам, ни дельфинам, к тому же способны находиться в гораздо более холодной воде, чем дельфины, а нырять глубже, чем люди. К примеру, работая по американским методикам, серые тюлени всего за полгода обучились находить и поднимать на поверхность утерянное под водой военное оборудование, тогда как морские львы в ВМС США осваивают тот же курс поисковых и подводно-технических работ только за год.
Все те же Кай и Филя в силу своих физиологических особенностей могут погружаться на глубину до 200-450 м и находиться под водой до 20-30 минут, всплывая на поверхность со скоростью до 5 м/с без каких-либо симптомов кессонной болезни. Они невелики, маневренны и способны ориентироваться в темноте, умеют опутывать большие предметы стропами и доставлять найденные на дне предметы к судну. Как установлено научными сотрудниками лаборатории, если в условиях океанариума и морского полигона поощрять тюленя за доставку только нужных предметов, у него формируется устойчивый рефлекс: ошибки в процессе аварийных работ не будут превышать 10-20%. К тому же порезы и травмы, получаемые при работе среди сломанных коммуникаций и перегородок затонувшего судна, для животного вовсе не смертельны, тогда как повреждение скафандра или любого узла системы жизнеобеспечения водолаза может привести к его гибели.
Однако, по мнению специалистов ММБИ, в силу своих интеллектуальных способностей тюленьи услуги могут использоваться не только для спасательных целей в рамках ВМФ или МЧС, но также для поиска и извлечения боезапасов с отравляющими веществами в Балтийском море, при геологоразведочных и рыбохозяйственных работах, при ремонте подводных трубопроводов, для обеспечения связи между водолазами, фотографических съемок морского дна и затонувших объектов. Кроме этого тюлени способны охранять объекты на воде и под водой, тем более что незаметно проплыть мимо этих высокочувствительных животных или же обнаружить их практически невозможно. Кстати, в США ластоногие до сих пор охраняют две базы подводных лодок - Бангор и Кингз Бэй.
В то же время нельзя не сказать о том, что отечественная материально-техническая база (в поселке Дальние Зеленцы), необходимая для полнокровной переподготовки тюленей, за последнее десятилетие пришла в полный упадок, так что ластоногие целых семь лет находились лишь в бассейне с пресной водой, глубина которого - всего 4 м. И хотя тюлени могут долго помнить однажды выученные уроки и не нуждаются в повторном обучении, физическая форма наших животных сегодня оставляет желать лучшего. Для восстановления их способности к длительным погружениям на большие глубины необходимо возобновление прерванной технологической цепочки: бассейн - вольеры - полигон - море. Такое крупное по своим материальным затратам мероприятие, к сожалению, не по карману нынешнему российскому флоту. Оттого-то и приходится директору Мурманского океанариума вместо более тесного общения с журналистами по поводу тюленьих "сборов" ограничиваться фразой: "Все, что касается места прохождения службы животных, методики их тренировок и сути выполняемых заданий, относится к компетенции военных и не подлежит разглашению".