0
681
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

17.01.2003 00:00:00

Антитеррористическая операция XIX столетия

Владилен Гусаров

Об авторе: Владилен Гусаров - академик РАЕН, доктор географических наук


За калейдоскопом событий, наполняющих современную жизнь, и мировые, и российские СМИ подзабыли об одной знаменательной дате - 175-й годовщине Наваринского морского сражения. А между тем это была победа, одержанная первой в истории антитеррористической коалицией.

В 1821 г. Греция восстала против турецкого владычества. Пытаясь подавить сопротивление греков, Оттоманская Порта прибегла к жесточайшим репрессивным мерам, вызвавшим негодование широкой европейской общественности. Это заставило правительства Англии, России и Франции 6 июля 1827 г. подписать договор о сотрудничестве в защиту греческого восстания. Разумеется, каждая из трех держав преследовала свои стратегические цели, но тем не менее сторонам удалось прийти к согласию. На случай отказа Турции принять требования о прекращении бесчеловечного террора по отношению к грекам в договор по настоянию России были включены секретные статьи о направлении в Средиземное море боевых кораблей.

Английская и французская эскадры под командованием вице-адмирала Кодрингтона и контр-адмирала де Риньи с начала сентября 1827 г. стали крейсировать вблизи Наваринской бухты, где находился турецко-египетский флот (свыше 60 вымпелов, численность экипажей 22 тыс. человек, 2106 орудий), подчиненный Ибрагиму-паше. 1 октября к англо-французам присоединилась русская эскадра во главе с контр-адмиралом Гейденом. Общее командование было поручено старшему по званию Кодрингтону.

Союзники направились к Наваринской бухте. Ибрагим-паша согласился не покидать место стоянки до получения указаний из Стамбула. Но турки дважды нарушили обещание: их корабли пытались оказать содействие своим гарнизонам в Патрах и Месолонгионе. Тогда союзные адмиралы решили войти в Наваринскую бухту и принудить Ибрагима-пашу отказаться от новых действий против населенных пунктов и островов Греции. В составе англо-франко-русской эскадры имелось 26 кораблей (1298 орудий, численность экипажей - 17,5 тыс. человек; 8 русских кораблей с 490 орудиями, 11 английских с 456 орудиями, 7 французских с 352 орудиями).

20 октября союзники двинулись в Наваринскую бухту в двух колоннах. В правой - англо-французской - головным шел Кодрингтон на линейном корабле "Азия". Левую - русскую - вел линейный корабль "Азов" под флагом Гейдена. Расположенные у входа в бухту на материке и острове Сфактирия турецкие батареи, пропустив первую колонну без выстрела, открыли огонь в тот момент, когда "Азов" проходил самый узкий участок. Вместе с тем был убит английский парламентер, посланный к турецкому командующему. Несмотря на сильный обстрел, "Азов", а за ним и другие русские корабли следовали к назначенным местам, не отвечая на обстрел, пока не стали на якорь по диспозиции.

К этому времени погиб и второй парламентер, отправленный к египетскому адмиралу Мохарем-бею. Надежда на мирный исход окончательно исчезла, и бой начался по всей линии. В ходе его особенно пострадали флагманские корабли союзников. Так, в корпусе "Азова" было 153 пробоины, в том числе 7 - на уровне ватерлинии.

Достойны внимания следующие эпизоды сражения: когда под мощный обстрел попал корабль Кодрингтона, "Азов" (командир - капитан 1 ранга Михаил Лазарев), хотя и сам находившийся под сильнейшим неприятельским огнем, сумел выделить 14 орудий на поддержку английского адмирала. Своими меткими выстрелами "Азов" разбил и зажег флагманский корабль Мохарем-бея, который взорвался и взлетел на воздух. В свою очередь, "Азов" получил помощь от французского корабля "Бреславль" под командованием капитана Ля Бретоньера. Француз занял позицию вблизи "Азова", чем весьма облегчил его положение. В ходе боя союзники не потеряли ни одного корабля, а турки и египтяне - 55 (все уцелевшие были выведены из строя). Урон в людях у союзников составил: убиты 59 русских, 75 англичан, 43 француза; ранены 198 русских моряков, 272 английских, 187 французских. У противника же пало до 6-7 тыс. человек.

Император Николай I щедро наградил участников сражения. В его рескрипте обращалось особое внимание на славные подвиги "Азова", ему жаловался Георгиевский кормовой флаг. На этом корабле находились и отличились в бою лейтенант Павел Нахимов, мичман Владимир Корнилов, гардемарин Владимир Истомин, будущие герои Крымской войны. Оценивая заслуги Кодрингтона, Николай I послал ему орден Святого Георгия.

Разгром турецко-египетского флота вселил новые надежды в греков и позволил им активизировать свою борьбу против турецких войск. Международная обстановка в этот период развивалась в целом благоприятно и для России. Хотя, например, в правительственных кругах Англии опасались, что Наваринское сражение приведет к дальнейшему усилению русских позиций на Балканах, влиятельные европейские общественные круги, прежде всего либеральная буржуазия, считали желательным окончательный разгром Турции. Лишь Австрия открыто оказывала в этот период материальную помощь Порте.

В этих условиях в России было решено довершить дело освобождения Греции путем войны против Турции, которая и началась 7 мая 1828 г. В упорных боях русская армия перешла через Балканы, ее авангарды расположились в нескольких километрах от Стамбула. На Кавказском театре русские войска заняли Эрзерум и подошли к Трапезунду.

14 сентября 1829 г. был подписан Адрианопольский мирный договор. В соответствии с ним к России отошли устья Дуная с островами и ряд крепостей на восточном берегу Черного моря. Российская империя получила подтверждение права прохода своих торговых судов через Босфор и Дарданеллы. Турция признала присоединение к России Грузии, автономию Молдавии, Валахии, Сербии. Греция объявлялась самостоятельным государством, связанным с Турцией лишь обязательством ежегодной выплаты 1,5 млн. пиастров, причем платежи начинались лишь на пятый год после принятия Турцией условий договора. Населению Греции предоставлялось право избрать своим королем какого-либо принца из тогдашних европейских христианских династий, кроме английской, русской и французской. Таким образом, Адрианопольский мир сыграл исключительно важную роль в борьбе греческого и других балканских народов за свою независимость и государственную самостоятельность.

Наваринское сражение 175 лет тому назад в очередной, но не в последний раз наглядно продемонстрировало, что в тех случаях, когда интересы великих держав совпадают, им становится под силу решение любых, самых сложных военно-политических проблем. В союзе они добиваются таких успехов и результатов, которых не смогли бы достичь, действуя разрозненно и по одиночке. Это подтверждается опытом истекшего ХХ в., в частности Второй мировой войны, событиями последнего времени, когда мировое сообщество сплоченно отражает новую глобальную угрозу - со стороны международного терроризма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3754
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2037
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
5052
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
6485

Другие новости