0
4560
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

14.03.2003 00:00:00

Поклонение "кулачной" тактике

Тэги: вов, приказы, директивы, полководцы, непрофессионализм


ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ кампания 1943 г. - самая кровопролитная для Красной Армии за всю Великую Отечественную войну. Менее чем за полгода советские Вооруженные силы потеряли убитыми и ранеными более 5,5 млн. военнослужащих, в тяжелых боях были утрачены десятки тысяч танков, артиллерийских систем и самолетов.

В чем же причины столь тяжкого урона?

Как обычно, они сложны и многообразны. Тем не менее среди них можно выделить одну, относящуюся к стилю руководства войсками. Задачи подчиненными, как известно, выполняются так, как они понимаются. Иными словами, любой приказ и оперативная директива должны отрабатываться с применением установленного набора слов и терминов, быть предельно конкретными и исключать двоякое понимание исполнителями поставленных перед ними задач.

Но так ли это происходило на самом деле 60 лет тому назад?

ЛОЗУНГИ И ПОУЧЕНИЯ

Рассмотрим только несколько оперативных документов Степного фронта, войсками которого командовал генерал-полковник (с 26 августа 1943 г. - генерал армии) Иван Конев (начальник штаба - генерал-лейтенант Матвей Захаров), относящихся к периоду Харьковской наступательной операции августа 1943 г. Вот, в частности, приказ комфронта командующим 53, 69, 7-й гвардейской и 5-й воздушной армиями на развитие наступления и овладение Белгородом (ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2769. д. 2. л.13-17).

Иван Конев: "...Командарму 53 с 1-м механизированным корпусом - стремительным и сильным ударом смять и уничтожить 6 тд противника и энергично его преследовать в общем направлении Микояновки..." Разумеется, звучит это красиво - "...стремительным и сильным ударом смять и уничтожить...". Однако подобные зажигательные слова в целом не относятся к оперативному лексикону. Лучше бы командующий войсками фронта указал полосу наступления армии, создаваемые группировки войск, оперативное построение, способ ведения операции, меры по развитию успеха - без пафоса и предельно конкретно.

А теперь прочтем другие пункты того же документа.

"2. Обращаю внимание командармов на необходимость решительно устранить отставание артиллерии от пехоты, что крайне важно в условиях развития успеха после прорыва обороны противника. Артиллерия наша вся моторизована и при достаточной настойчивости командиров может быстро продвигаться. Требую при преследовании быстро создавать артиллерийский кулак и огнем артиллерии не давать возможности противнику задерживаться на промежуточных рубежах.

3. Изменить в условиях преследования отходящего противника методы управления войсками. Штабы полков, дивизий приблизить к войскам. Штармам мобильнее управлять дивизиями, корпусами, используя радио, подвижные средства и самолеты связи.

4. Требую от войск смелого маневра и обхода опорных пунктов противника, не брать их в лоб и тем самым не задерживать темпа наступления".

По форме вышеизложенное представляет собой совершенно неуместный в данном случае набор пожеланий, принципов, способов и методов. Причем трактовать диапазон их выполнения можно достаточно широко. Каким, например, по величине должен быть "артиллерийский кулак"? Скорее всего написанное относится к принципам огневого поражения и звучит в теории следующим образом: "сосредоточение усилий на важнейшем направлении в решающий момент". Однако принципы обычно включаются в учебники, но не в боевые и оперативные документы. Или же что означает на практике призыв "штабы полков, дивизий приблизить к войскам"? Каждый вышестоящий командир предельно конкретно указывает своим подчиненным, в каком месте им иметь командный пункт. Самодеятельности тут быть не может. Если же "приближать", то надо указать, кому и насколько.

А как относиться к следующим наставлениям Ивана Конева: "штармам мобильнее управлять дивизиями, корпусами, используя радио, подвижные средства и самолеты связи"? К тому, что командующий требует "смелого маневра и обхода опорных пунктов противника, не брать их в лоб и тем самым не задерживать темпа наступления"? Складывается впечатление, что перед нами конспект лекции для не ведающих понятия о военном искусстве людей, а не приказ генералам с двухлетним опытом войны за плечами. Ведь подобными тезисами надо руководствоваться во всех наступательных операциях, а не только в какой-то одной конкретной.

КАК ЭТО ПОНИМАТЬ?

Обратим внимание и на боевое распоряжение штаба Степного фронта # 0168/оп командующему 53-й армией на занятие обороны. Иван Конев указывает генералу Манагарову: "...особо обратить внимание на создание сильной противотанковой обороны. Максимально использовать артиллерию. Иптаповские полки выбросить вперед. Создать подвижный резерв противотанковых мин".

"Создание сильной противотанковой обороны" - это очередной лозунг, "максимально использовать артиллерию" - призыв. "Иптаповские полки выбросить вперед" - и вовсе непонятное указание. Напомним, иптап - это истребительно-противотанковые полки. Если их и "выбрасывать", то насколько, куда? Надо полагать, Иван Конев хочет обозначить рубежи развертывания армейского противотанкового резерва. Но в этом случае так надо и сказать: 1024 и 545-й иптап - рубеж развертывания # 1 - Козловка-Сидоровка, # 2 - Кузнецовка-Петровка. А что означает на практике призыв "создать подвижный резерв противотанковых мин"? Видимо, речь идет о ПОЗ - подвижном отряде заграждений. В этом случае надо или конкретно формулировать задачу ПОЗу (в цифрах и названиях населенных пунктах, рубежах), или предоставить это право командарму.

Далее рассмотрим положения очередного оперативного документа - приказа командующего войсками Степного фронта # 00550/оп от 10 августа 1943 г. "...В 9.00 11.8.1943 г. армиями фронта перейти в решительное наступление. Создать массированные группы артиллерии на направлении главного удара в полосе каждой армии...".

И как же руководствоваться этим указанием командующему артиллерией фронта? Начнем с того, что массированные группы на направлении главного удара в каждой армии не создать, ибо этот противоречит самому принципу массирования. Неясно, что понимать под "массированными группами", каков масштаб массирования, какие артиллерийские соединения и части туда включать. Одним словом, это очередной призыв Ивана Конева. Трактуй как хочешь, а за невыполнение боевой задачи спросят строго.

Далее в этом же документе следуют задачи войскам Степного фронта. В частности, "... командарму 5 гв. танковой - решительным ударом, собрав армию в кулак и развивая главный удар в направлении Пересечная, Люботин, к исходу дня выйти в район Буды, Коротич, Огульцы, отрезав пути отхода противника на запад...". С одной стороны, все вроде бы конкретно. Однако что такое "решительный" удар? Любое прилагательное дает основание для инверсии. Стало быть, возможен и нерешительный удар. А что означает "собрав армию в кулак"? Каковы размеры этого "кулака"? Как реализовать это указание на местности? По идее, надо полагать, Иван Конев дает указания генералу Ротмистрову об оперативном построении его армии перед переходом в наступление и обозначает полосу наступления и участок прорыва. Но делает это в неявно заданном виде.

ЛЮБИМЫЕ СЛОВА

Более того, в боевом распоряжении командующего войсками Степного фронта # 00553/оп командующему 5-й гвардейской танковой армией на наступление в направлении Новой Водолаги вновь отмечается "...войска фронта ведут успешный бой за Харьков. Вы преступно топчетесь на месте. Приказываю собрать армию в кулак и решительно, энергично действовать на Новую Водолагу, выполняя мой приказ. Получение и исполнение донести".

Непонятно. Если командующий "преступно" топчется на месте, то его, как преступника, надо отстранять от должности и предавать суду военного трибунала. Если он не преступник, то тогда для обозначения его действий применяются другие слова. И опять - "армию в кулак", "решительно" и "энергично".

Между тем Конев не унимается. В приказе от 22 августа 1943 г. он сурово указывает Ротмистрову: "...наша пехота вышла в сад на сев. окр. Коротичей. Танки вашей армии путаются в тылу стрелковых дивизий и идут неправильно. Командиры корпусов преступно топчутся на месте. Приказываю: соберите оба корпуса в кулак и двигайтесь энергично на платформы Райсленовка, Березовое..."

Снова "преступно" ведут себя теперь уже командиры корпусов, снова "в кулак", а танки идут "неправильно". Опять досталось и Ротмистрову, и его подчиненным. Кстати, Павел Ротмистров в своих мемуарах "Стальная гвардия" (М.: Воениздат, 1984, глава четвертая - "Танки против танков") отмечает: "...Вспоминается огромный подъем боевого духа танкистов, вызванный известием о предстоящем штурме Харькова и ответственностью задачи, которая возлагалась на нашу армию. В частях прошли собрания партийно-комсомольского актива, сотни агитаторов провели беседы с бойцами во всех подразделениях. За день до получения этой директивы у меня на НП побывал командующий войсками Степного фронта генерал армии И.С. Конев.

Нравился мне этот, несомненно один из выдающихся, советский военачальник. Я питал к нему глубокое уважение за смелость, глубину и широкий размах принимаемых им решений, умение просто и исчерпывающе объяснить свой замысел и вытекающие из него задачи войск, за упорную настойчивость в осуществлении запланированных мероприятий. Невольно хотелось ему подражать при постановке боевых задач подчиненным..."

Разбор оперативных документов Степного фронта может вызвать вполне обоснованные возражения - о чем, мол, толковать, за что критиковать, коли войска фронта под командованием Ивана Конева наступали и одерживали громкие победы. В частности, 23 августа был взят Харьков. Все это так. Однако за боевые успехи приходилось платить столь дорогую цену, что демографическое эхо от этих викторий гуляет по России до сих пор. Одна из причин такого кровопролития - "кулачная" тактика и оперативное искусство.

Заметим, что Иван Конев и его начальник штаба Матвей Захаров - одни из лучших отечественных полководцев. Что же покажет прочтение и анализ оперативных документов худших генералов?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
908
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1063
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1478
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1195

Другие новости