НАВСЕГДА останутся в памяти народной политические сатирические цветные плакаты "Окна ТАСС", вошедшие в историю Великой Отечественной войны неповторимой героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившего немецко-фашистских оккупантов и их генералитет, как говорится, не в бровь, а в глаз. Эти плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя советского патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.
СТРАШНЕЕ ПУЛИ
Многие из этих плакатов по силе эмоционального, морально-психологического восприятия читателем, зрителем стоят наряду с такими выдающимися всемирно известными произведениями искусства военного времени, как народный патриотический гимн "Священная война" Александрова или "Седьмая симфония" Шостаковича. Поэтому не случайно только за первые месяцы войны плакаты "Окон ТАСС" так досадили фашистской верхушке, гитлеровскому окружению, что главный нацистский идеолог - министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске "Окон ТАСС". Приезжавшие с фронтов, из партизанских отрядов и соединений нарочные красноармейцы и партизаны за плакатами рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: "Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах ТАСС", будут висеть на фонарных столбах".
Газета "Красная Звезда" в марте 1942 г. опубликовала корреспонденцию партизана Саши "Плакаты - в тылу врага": "Багаж" партизана велик и разнообразен. В поход он берет с собой вооружение, инструменты, боеприпасы, продовольствие на несколько дней, литературу и... плакаты, листовки "Окон ТАСС". Последний груз - один из наиболее неудобных: плакаты трудно проносить, бумага "Окон ТАСС" чересчур плотна и громко хрустит. Но партизан не останавливают трудности: они берут и этот груз в рискованнейшие операции.
...Ночь. На подмогу разведчикам приходят местные жители. Тихо, крадучись во мгле по деревенским улицам и проулкам, осторожно обходя немецкие караулы и патрули, бесстрашные патриоты расклеивают, а в том случае, когда это не удается, раскладывают на земле цветные полотнища советских плакатов и "Окон ТАСС". Плакаты клеят на заборы, сараи, дома, где стоят немцы.
Можно представить себе, какой ужас овладел фашистами, когда в деревне М. они обнаружили на улице трех своих убитых солдат с приколотыми к их трупам плакатами: "Собаке - собачья смерть". Однажды, увидев утром расклеенное по деревне "Окно ТАСС", немцы так перепугались, что объявили боевую тревогу. Бывали случаи, когда фашисты из автоматов расстреливали плакаты.
Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов..."
ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА
Об особой значимости "Окон ТАСС" в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами, их мобилизующей роли на фронте и в тылу показала первая публичная выставка, открытая 22 марта 1942 г. в залах Исторического музея на Красной площади. К этому времени было выпущено 364 названия плакатов "Окон ТАСС". Посетителями выставки были москвичи, иностранные дипломаты, солдаты и партизаны, находившиеся в столице на лечении и в командировках. Они оставляли в книге отзывов свои впечатления от увиденного на этой выставке и свой восторг, воздавая глубокое уважение и благодарность таланту художников и снайперской меткости сюжетов. Вот некоторые характерные записи: "Выставка является в данный момент таким же грозным оружием для врага, как и наши боевые автоматы", - писали бойцы.
В дни работы выставки газеты и журналы, кроме отзывов, печатали репродукции отдельных "Окон ТАСС", пользовавшихся известностью не только у нас в стране, но далеко и за ее пределами. В это время прошли выставки плакатов "Окон ТАСС" в Тегеране, Стокгольме, Йоханнесбурге, Лондоне, Вашингтоне, Пекине, Стамбуле... Издания 20 стран мира воспроизводили на своих страницах плакаты "Окон ТАСС".
Первые экземпляры плакатов публично были выставлены в Москве 27 июня 1941 г. на Кузнецком Мосту, 11, где разместилась мастерская по их изготовлению. Это была инициатива деятелей искусства столицы, которые своим специфическим оружием в первые же дни вероломного нападения фашистов стали защищать страну от смертельного врага. Инициаторами, душой нового дела по выпуску трафаретным ручным способом были художники Соколов-Скаля и Денисовский. Самое живое и активное участие принимали в выпуске "Окон ТАСС" художники Черемных, Герасимов, Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Савицкий, Шухмин, Костин, Ладягин, Пржецлавский, Бубнов, Дейнека, Иогансон, Решетников, Ефимов... - всего 125 художников-профессионалов высокого класса. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе Антокольский, Асеев, Лебедев-Кумач, Жаров, Михалков, Симонов, Эренбург и другие.
"Окна ТАСС" печатались в несколько красок с помощью трафаретов и были продолжателями традиций русских народных картинок и сатирических "Окон РОСТА" 20-х гг. прошлого века: лаконичный, меткий рисунок, звонкий контрастный цвет, хлесткий, остроумный текст, легкозапоминающаяся рифма. Вот некоторые текстовые подписи на первых плакатах: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут", "Каждый удар молота - удар по врагу!", "Смерть фашистской гадине!", "Мы знали: защитник Москвы не сплошает!", "Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь - на Волге бить врага поможешь!"...
На совещании художников-авторов и руководства редакции-мастерской "Окон ТАСС" 19 декабря 1942 г. всесоюзный староста - председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин пророчески отметил: "Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо "Окон ТАСС", как не пройдут мимо "Окон РОСТА". И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу". Правительство высоко оценило вклад "Окон ТАСС" в борьбу с жестоким врагом, присудив в конце декабря 1942 г. Государственные премии авторам-художникам Кукрыниксам, Соколову-Скаля, Савицкому, Радлову, Шухмину, Черемных и писателю Маршаку.
За 1418 военных дней и ночей было выпущено работниками редакции-мастерской "Окна ТАСС" 1289 названий плакатов тиражом 842 550 экземпляров, вырезано 246 375 трафаретов, изготовлено 3 320 000 оттисков текстов,1 500 100 литографических плакатов... Они стали своеобразной живописной наглядной газетой, отражавшей жизнь советского народа во всем многообразии в Великой Отечественной войне.
НУЖНА ПОМОЩЬ
Среди тех, кто создавал в военные годы классический образ визуальной антигитлеровской пропаганды, единственный из оставшихся сегодня в живых - художник Виктор Масленников, которому в октябре 2001 г. исполнилось 95 лет. Но его энергии, твердости руки, ясности мысли, мастерству кисти могут позавидовать многие ветераны с меньшим грузом лет за плечами. Он написал и издал книгу "Плакаты "Окон ТАСС" 1941-1945 гг. громили фашистов", посвященную 850-летию основания Москвы. Сегодня, занимаясь документальной фотографией из жизни людей старшего поколения и нынешней молодежи, он часто бывает в совете ветеранов войны и труда Южного округа Москвы и в кругу ветеранского актива вспоминает свою юность, революционную романтику, работу в мастерской "Окна ТАСС" все военные годы.
- Виктор Алексеевич, в каком состоянии сегодня находятся плакаты "Окон ТАСС"?
- К сожалению, в плачевном. Даже в те военные годы мы понимали, нисколько не сомневаясь в нашей победе над врагом, что в будущем наши произведения изобразительного искусства военной поры будут представлять историческую ценность. Поэтому, начиная с самых первых выпусков, по одному экземпляру каждого плаката направляли в крупные библиотеки и музеи города Москвы с настоятельными рекомендациями хранить их только в рулонах. Однако в сложной военной обстановке второй половины октября 41-го года, когда враг стоял на ближних подступах к столице, было принято решение на самом высоком правительственном уровне о срочной эвакуации в глубокий тыл для спасения не только оборудования заводов и фабрик, но и культурных ценностей, в частности и плакатов "Окон ТАСС", которые упаковывались не в громоздкие рулоны, а слоями друг на друга из-за недостатка в то время транспортных средств. В таком же виде они вернулись из эвакуации после того, как миновала опасность, и хранятся до настоящего времени. Мне довелось с работниками Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе к 50-летию Победы готовить выставку "Окон ТАСС", и мы нашли для экспозиции всего пять плакатов в хорошем состоянии. Сегодня необходима глубокая реставрация.
- Вы - председатель комиссии по спасению от гибели фонда плакатов "Окон ТАСС". Обращались ли вы за помощью к спонсорам?
- Сейчас эти плакаты на грани гибели. Если их не спасти, не отреставрировать в ближайшее время, то для нынешних и грядущих поколений не останется ценнейших исторических документов плакатного искусства военной поры. С 1994 года я, а с 1997-го общественная комиссия ИТАР-ТАСС по спасению плакатов призывали и призываем руководителей крупнейших российских банков проявить понимание и патриотизм - стать меценатами в деле спасения реликвий Великой Отечественной войны. Прямо скажем, и затраты на реставрацию не столь уж велики. Но никто из банкиров не откликнулся на наш призыв. Мы полагали, что олигархи будут более щедрыми. Но увы!
- Виктор Алексеевич, вы недавно письменно обращались с просьбой о выделении средств на реставрацию "Окон ТАСС" к президенту РФ Владимиру Путину. Есть ли какая-то реакция на ваше обращение в этот раз?
- Да, мое письмо было переадресовано в Минкультуры РФ, и заместитель министра культуры Дементьева прислала мне ответ, в котором сообщает, что Министерство культуры Российской Федерации "разделяет озабоченность вопросами сохранности плакатов "Окна ТАСС" времен Великой Отечественной войны и принимает необходимые меры по их реставрации".
Будем надеяться, что принимаемые меры позволят отреставрировать, восстановить и сохранить для будущих поколений бесценные реликвии Великой Отечественной войны.