ОБСТОЯТЕЛЬНЫЙ многосторонний диалог по ряду важных общественных проблем состоялся недавно в Москве в рамках семинара "Международная безопасность, оборона и внешняя политика в российских СМИ", организованного российским представительством Центра оборонной информации.
Само обсуждение данной проблемы, тем более различные ее трактовки, - уже хороший признак, поскольку дилемма "безопасность государства и его населения - или права и свободы граждан" возникает только на достаточно высоком уровне организации общества. В демократическом обществе, отметил зампредседателя комитета Госдумы по обороне Алексей Арбатов, свобода слова - один из гарантов безопасности, поступившись свободой, общество ставит под угрозу и свою безопасность. Для России это не схоластическая проблема. Отступление от норм действующего законодательства в угоду политической целесообразности явилось одной из причин правовой неразберихи вокруг ситуации в Чечне и основательно затрудняет поиск взаимоприемлемого выхода из затянувшегося на годы кризиса. Попытки обойти конституционные нормы при разработке поправок к закону о СМИ после трагических событий в Театральном центре на Дубровке в Москве также могли стать своеобразной миной замедленного действия под демократическими процессами в стране.
Подробным образом проанализировал проблему пресловутых поправок в ныне действующий закон о СМИ один из его авторов Михаил Федотов, секретарь Союза журналистов России. Он также изложил свои взгляды на этические нормы работы российских журналистов.
Впрочем, как выяснилось, и имеющие непререкаемый мировой авторитет СМИ часто оказываются перед подобным морально-этическим выбором. Глава московского бюро Си-эн-эн Джил Дороти рассказывала, как сложно руководство этой телекомпании вырабатывало стратегию освещения первых терактов "Аль Каиды" и особенно выступлений бен Ладена: давать ли их в прямой трансляции? Да, зрители имеют право на достоверную информацию, не подвергающуюся цензуре. Но что если террористы прямым текстом или кодированно передают указания своим сообщникам? В таком случае ведь СМИ сами превращаются в пособников экстремистов. Осенью 2001 г. совет директоров Си-эн-эн принял решение лишить преступников права на прямой эфир, а их выступления передавать в изложении и после соответствующей проверки.
Непростые этические, а порой и юридические проблемы западная пресса решала в ходе войны в Ираке весной нынешнего года, отметили в выступлениях на форуме сотрудники Центра оборонной информации из Вашингтона и Брюсселя Тереза Хитченс и Томас Валасек, а также представитель Минобороны Норвегии Бенгт Холмен. Впрочем, они не только делились собственными наблюдениями и оценками. Не меньший интерес для западных коллег представляет опыт советской и российской военной журналистики. Судя по состоявшимся на пленарных заседаниях и в кулуарах беседам, наши зарубежные гости внимательно и вдумчиво изучают деятельность и прошлых, и нынешнего поколений отечественных журналистов, освещающих в своих публикациях жизнь армии и флота, попытки военного реформирования Вооруженных сил России, участие войск в боевых действиях в Чечне.
Федор Лукьянов, Михаил Леонтьев, Константин Эггерт рассуждали не просто об изучении опыта информационной деятельности зарубежной прессы, они анализировали эволюцию освещения натовской проблематики в российских СМИ - от восторженности открытостью альянса российским журналистам в начале 1990-х гг., ожесточенного сопротивления идее расширения НАТО на восток в середине прошлого десятилетия, гневного обличения "натофашистов" в период югославской кампании блока в 1999 г. до нынешнего почти полного безразличия к североатлантической тематике.
Проследив аналогичным образом эволюцию освещения проблем безопасности в СМИ России, Михаил Маргелов, возглавляющий комитет по международным делам Совета Федерации, предположил, что причиной может быть переключение внимания журналистов к процессам, происходящим внутри Вооруженных сил РФ, к проведению в стране военной реформы.
О соотношении свободы слова и контроля за ней со стороны государства в лице его силовых ведомств высказали мнения замруководителя пресс-службы Совета Федерации Владимир Мисюченко, представитель пресс-службы Минобороны полковник Вячеслав Седов, ответственный редактор "Независимого военного обозрения" Вадим Соловьев, начальник отдела информационной безопасности в СМИ полковник Сергей Каплин (известный читателям "НВО" как "главный военный цензор"). С одной стороны, и выступавшие, и участники неформальных дискуссий вне круглого стола признали необходимость известных рамок в освещении чрезвычайно чувствительной информации об армии, ее вооружении, подготовке, планах ее применения. Однако нередко соображениями секретности закрываются огрехи в планировании и руководстве войсками, личные проступки и даже правонарушения военнослужащих, особенно высокопоставленных.
Привлекли к себе внимание сообщения представителей Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону.