НЕ ТАК давно страна отпраздновала подряд два воинских праздника - День Военно-морского флота и День Воздушно-десантных войск. По большому счету морской праздник принял в этом году характер всенародного и был отмечен с небывалым ранее размахом. Вслед за Днем флота грянул День ВДВ, традиционно отмечаемый по городам и весям весьма своеобразно. Нельзя не отметить, что воинские праздники в России празднуются весьма и весьма по-разному и единого свода правил и установившихся традиций в этой сфере практически не существует.
ПУТАНИЦА И НЕРАЗБЕРИХА НАЧИНАЮТСЯ С ПРИКАЗОВ
По случаю юбилея того или иного вида Вооруженных сил (рода войск), как правило, на первой полосе официального рупора Минобороны - газеты "Красная Звезда" - публикуется праздничный приказ главы военного ведомства. Можно только удивляться, насколько "юбилейные" приказы не похожи друг на друга. Дело, разумеется, не в содержании документа - у каждого поздравляемого вида ВС (рода войск) есть своя специфика. Однако начало и концовка праздничных документов министра обороны, наверное, все-таки должны быть строго однообразны. Обратимся только к двум примерам.
Вот, скажем, приказ министра обороны РФ от 11 апреля 2003 г. # 110 по случаю Дня Войск ПВО (самих войск уже как вида Вооруженных сил нет, а День остался): "Товарищи солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики, мичманы и офицеры! Товарищи ученые и работники оборонных отраслей промышленности! Уважаемые ветераны Войск противовоздушной обороны!.."
А вот приказ министра по случаю Дня Военно-морского флота 27 июля 2003 г.: "Товарищи матросы и солдаты, старшины и сержанты, мичманы, прапорщики и офицеры! Уважаемые труженики науки, судостроительных и судоремонтных предприятий! Дорогие ветераны Военно-морского флота!.."
Заметим, ни в одном из первых предложений обоих приказов нет единства. Не совсем понятно, как будут матросы, старшины и мичманы праздновать День Войск ПВО. В первом приказе упомянуты "товарищи ученые и работники оборонных отраслей промышленности", во втором "уважаемые труженики науки, судостроительных и судоремонтных предприятий". Последнее звучит все же конкретнее - обращаются не ко всем работникам оборонных отраслей чохом (не все же они наконец имеют отношение к войскам противовоздушной обороны), а уже конкретнее - к судостроительным и судоремонтным предприятиям. Наверное, это все-таки вернее.
Наконец, в приказах наблюдается существенная разница в формулировках по отношению к ветеранам. В первом случае - "уважаемые ветераны Войск противовоздушной обороны", во втором - "дорогие ветераны Военно-морского флота". Формально получается, что ветераны ВМФ министру обороны ближе.
С каждым новым праздничным приказом министра обороны число отличий и разноголосица в формулировках возрастает - достаточно просмотреть приказы главы военного ведомства за 2002 г. Теперь обратим внимание на концовки этих документов. Опять-таки что ни завершение очередного праздничного приказа, то налицо существенные отличия от предыдущих (последующих) документов. Одних военнослужащих "приветствуют и поздравляют" (сталинская формулировка, однако), других просто поздравляют (до приветствий те, видимо, недотягивают). Одним воинам желают крепкого здоровья, другим доброго, третьим просто здоровья. Одним желают счастья, другим нет. Благополучия желают только Тылу Вооруженных сил (видимо, знают, что в тылу служба трудная, но сытная). Некоторым видам Вооруженных сил желают оптимизма (опять-таки далеко не всем, и где наконец в этом случае находятся "оптимистические" критерии?).
Очень разнятся упоминания Родины. В одних случаях звучит "во имя нашей Родины", в других "на благо нашей любимой Родины", в третьих "в духе верности своему народу и Отечеству", в четвертых "на благо России", в пятых "на благо нашей Родины". Иными словами, у разных видов Вооруженных сил и родов войск родина разная. У одних любимая, у других просто - Родина, у третьих - Россия.
Наконец, главное. В подавляющем большинстве праздничные приказы таковыми по своей сути не являются. Напомним, в любом приказе есть констатирующая часть и приказная. То есть вначале военачальник описывает некую ситуацию, а потом вразрядку, прописными буквами пишет - "ПРИКАЗЫВАЮ". Далее следуют чеканные и юридически корректные формулировки, собственно говоря, самого приказа. А если нет слова "ПРИКАЗЫВАЮ", так это вовсе и не приказ. Иными словами, можно ли считать приказом документ, в котором ничего не приказывают?
Только в двух случаях в течение года министр обороны России заканчивает поздравительный документ этим железным словом: 1) "...в ознаменование Дня Военно-морского флота приказываю: главнокомандующему Военно-морским флотом организовать проведение водно-спортивных праздников на флотах и Каспийской флотилии" и 2) "...в ознаменование Дня защитников Отечества приказываю: 23 февраля в 21.00 по местному времени произвести праздничный артиллерийский салют в столице нашей Родины г. Москве..."
Разумеется, понятно, что не так давно фейерверк полагался и Дню артиллерии, и Дню танкиста. Отменили это не так уж давно, приказную часть из праздничных документов убрали, а сам приказ как таковой остался. Однако есть и исключения. В частности, в прошлом году к Воздушно-десантным войскам обратился Верховный главнокомандующий и не с приказом, а с поздравлением.
Оно начиналось и заканчивалось следующими словами: "Дорогие товарищи! Сердечно поздравляю вас с Днем Воздушно-десантных войск... Желаю личному составу и ветеранам ВДВ здоровья, успехов и всего самого доброго!" Как мы видим, здесь применена совершенно иная форма в отличие от праздничных приказов министра обороны. Примечательно, Верховный главнокомандующий обращается не к матросам, мичманам и старшинам, а сугубо конкретно - к воинам-десантникам.
Однако и на сей раз здесь немало удивительного. Почему Верховный главнокомандующий выделил и поздравил в прошлом году только один род войск? Нет сомнений в том, что заслуги десантников велики, но чем хуже другие рода войск, службы и виды Вооруженных сил? Если же поздравление президента является формой поощрения передовиков (почему бы и нет?), то в этом случае это надо просто обговорить и узаконить.
ОБДЕЛЕННЫЕ
Как известно, в армии и на флоте нет главных и неглавных специальностей, особенно там, где оружие коллективно, где действия практически любого номера расчета определяют успешное выполнение поставленной боевой задачи. Более того, сейчас в Вооруженных силах несколько тысяч военно-учетных специальностей. Однако у одних военнослужащих есть всенародно отмечаемые праздники, другие обходятся только поздравительным приказом начальника своего же ведомства. Налицо, таким образом, явная несправедливость и неравенство.
Вот хотя бы один из характерных примеров. Скажем, День ракетных войск и артиллерии есть, не так давно этот праздник отмечали даже с фейерверком, а военным топографам поздравительного приказа министра обороны и салюта не полагается. Могут ли ракетчики и артиллеристы обойтись без грамотно осуществленной топографической привязки? Не могут. В состоянии ли Вооруженные силы выполнить поставленные боевые задачи без метрологического обеспечения? Однако день военного метролога никогда не являлся и не является даже всеармейским праздником. Да что там метрологи, своего праздничного дня не имеет самый многочисленный вид Вооруженных сил - Сухопутные войска и пехота в частности, которая была, есть и остается царицей полей.
Праздновать тоже можно по-разному. Например, как общевойсковые офицеры - кручиниться и наливаться тоской по поводу отсутствия собственного праздника и втихую разливать горькую. Можно ограничиться приказом, торжественным собранием и хоровым исполнением русских народных песен - так делают все остальные. А можно и как моряки - морским парадом, водно-спортивным праздником с извлечением на свет божий всех своих военно-морских аксессуаров.
Таким образом, возникает объективная необходимость какой-то градации и приведения всех воинских праздников к общему знаменателю. Иными словами, что, кому, когда и в какой последовательности отмечать. Пример для подражания есть - уже упомянутое празднование в России Дня военно-морского флота. Можно только изумляться - в стране, уже два века не одерживавшей крупных морских побед, День флота отмечается как всенародный и любимый всеми слоями российского общества праздник. Видимо, пехоте и всем остальным надо подтягиваться хотя бы до этой планки, достаточно высоко установленной российскими военными моряками.