0
4643
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

17.10.2003 00:00:00

Подводников лишили льгот

Владимир Заборский

Об авторе: Владимир Васильевич Заборский - капитан 1 ранга, (по поручению группы ветеранов боевой службы 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ).

Тэги: ВМФ, подводники, ветераны, льготы


ПОЛУЧИЛ письмо из Санкт-Петербурга от моего друга, ныне капитана 1 ранга в отставке, старшего научного сотрудника Военно-морской академии Владимира Степанова (в прошлом командир дизельной подводной лодки "Б-130" (пр. 641) 4-й эскадры подводных лодок Северного флота), если так можно выразиться, сослуживца по боевой службе в Средиземном море конца 60-х - начала 70-х годов прошлого столетия, когда его подводная лодка действовала в составе 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ, выполняя задачи боевой службы, и фактически участвовала в боевых действиях арабо-израильской войны 6-20 октября 1973 г. между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем - с другой.

В письме он просит разобраться с безобразиями и произволом со стороны горвоенкомата и финансовых структур администрации города в отношении экипажа подводной лодки "Б-130" и других кораблей ВМФ, участвовавших в боевых действиях в локальных войнах 60-80-х годов прошлого века.

Эту публикацию прошу считать обращением к председателям комитетов Госдумы по обороне, делам ветеранов, а также руководству Минобороны и Минфина РФ с просьбой рассмотреть изложенные ниже проблемы и сложившуюся ситуацию.

5-я СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ

ЭСКАДРА

5-я Средиземноморская эскадра ВМФ, в состав которой входили в качестве переменного состава боевые корабли и суда Северного, Балтийского и Черноморского флотов (по специальным оперативным планам и графикам сменности кораблей и судов), действовала, выполняя задачи боевой службы, в Средиземном море 25 лет (с 1967 по 1992 год). Главные задачи эскадры, которые возлагались, в том числе и на дизельные подводные лодки, следующие:

- поиск и слежение за стратегическими подводными ракетоносцами и другими подводными носителями вероятного противника в готовности их уничтожения по приказу;

- участие совместно с корабельными ударными группами эскадры в слежении за авианосными и другими ударными группировками ВМС вероятного противника в готовности их уничтожения по приказу.

Другой группой задач кораблей боевой службы эскадры были:

- демонстрация флага и поддержка внешнеполитических акций и действий правительства страны в разрешении межгосударственных кризисов и проблем, возникающих в регионе;

- оказание помощи, в том числе военной (силовой), дружественным странам в предотвращении военных конфликтов и отражении против них агрессии.

Боевые корабли несли службу в Средиземном море, как правило, по полгода, а дизельные подводные лодки в зависимости от обстановки - по 7-9 месяцев, а случалось, и по году.

В течение всего срока боевой службы цикл деятельности дизельных подводных лодок был следующим: трое суток на патрулировании в назначенном районе, затем 10-12 часов всплытие и зарядка батарей (только ночью; в это время команда по очереди может выйти наверх и чуть-чуть подышать свежим воздухом). Если за ночь (особенно в летние месяцы) зарядку батарей в надводном положении не успевали завершить, продолжали в подводном положении при движении лодки под РДП.

Условия пребывания экипажа на дизельной лодке были "исключительно курортными": ограниченное замкнутое стальное пространство прочного корпуса, разделенного на 7 отсеков, из которых только три приспособлены для обитания личного состава, и в них мужское "общежитие" на 100-120 человек; постоянная жара до 30-35 град. (в машинных отсеках - до 40-50 град.); тяжелая атмосфера (недостаток кислорода при избытке углекислого газа); дефицит мест для отдыха и другие негативные факторы, усложняющие выполнение служебных обязанностей и быт личного состава. Добавьте к этому полную изоляцию от внешнего мира, что морально давит на психику экипажа.

Через 3-4 недели лодку "поднимали", она подходила к какому-нибудь кораблю - хорошо, если это плавбаза, или крейсер, или на худой конец эсминец. Иногда лодку "принимал" маленький сторожевик. Экипаж мог наконец элементарно вымыться в душе и "отдыхал", аж 5-7 суток. После чего подлодка уходила на следующий цикл патрулирования. За весь срок боевой службы на каждую подводную лодку выпадал один, редко два "деловых захода" или визита продолжительностью 5-7 суток в составе отряда кораблей в один из портов средиземноморских стран, как правило, в Александрию (Египет), Латакию (Сирия), реже в порты Югославии и Алжира.

УЧАСТНИКИ

АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОЙ ВОЙНЫ

В событиях арабо-израильской войны 1973 г. в Средиземном море в составе 5-й эскадры ВМФ было сосредоточено около 120 боевых кораблей различного предназначения и судов Северного, Балтийского и Черноморского флотов, в том числе до 6 атомных и 20 дизельных подводных лодок. Все корабли эскадры были переведены в повышенную боевую готовность.

Американцы в это же время сосредоточили в Средиземном море в составе своего 6-го флота ВМС США около 140 кораблей и судов, из них 4 ударных (многоцелевых) авианосца, 2 десантных вертолетоносца с корабельным соединением амфибийных (десантных) сил, большое количество крейсеров, эсминцев и других кораблей. И вся эта армада крутилась, образно говоря, в слежении друг за другом весь период конфликта в ограниченной акватории Средиземного моря южнее островов Крит и Кипр, маневрируя курсами 90-270 град. (то есть "туда обратно") на малых в основном ходах в ожидании соответствующего приказа и возможной развязки.

Корабли эскадры действовали также непосредственно в зоне боевых действий воюющих сторон в готовности немедленного применения оружия по противнику, выполняя конвоирование транспортов (танкеров) и наших, и иностранных в порты Сирии и Египта, а также эвакуируя наших граждан и иностранных туристов из этих стран.

Часть дизельных подводных лодок была развернута в районах на маршрутах прохода наших конвоев с транспортами с задачей их противолодочной обороны от израильских (и, возможно, американских) подводных лодок. Среди них подводная лодка "Б-130" под командованием капитана 2 ранга Владимира Степанова была направлена в район юго-восточнее острова Кипр - западнее Хайфы с поставленной приказом министра обороны СССР задачей охраны и обороны наших транспортов и непосредственным указанием командиру "применять противолодочное (то есть торпедное. - Авт.) оружие в интересах их противолодочной обороны".

Подводная лодка "Б-130" находилась на позиции в заданном районе до конца событий, задачу успешно выполнила. Командир лодки был награжден орденом Боевого Красного Знамени, часть экипажа - орденами и медалями. Таким образом, подводная лодка "Б-130", как и ряд других кораблей эскадры, действующих в зоне боевых действий воюющих сторон, а некоторые из них фактически применяли корабельное оружие, безусловно, являются участниками боевых действий. И никаких сомнений и возражений у любых чиновников власть предержащих по этому вопросу быть не может.

Однако долгое время государственная власть Советского Союза и руководство МО СССР не считали участниками боевых действий военных моряков, проходивших боевую службу в Средиземном море в период арабо-израильских войн 1967-1970 и 1973 годов. Да и мы, прошедшие такую боевую службу, не требовали присвоения нам такого статуса, даже не думали об этом.

Но в 1989 г. наше правительство решило все же отметить военных моряков - участников боевых действий в локальных войнах. Принимается соответствующее постановление Совмина СССР (# 529 от 30.06.1989 г.), издаются приказы министра обороны СССР (# 300 1989 г. и # 554 1991 г.), директивы Генерального штаба ВС и Главного штаба ВМФ и другие нормативные документы. В этих документах объявлялись перечни кораблей, судов, воинских частей ВМФ, личный состав которых выполнял интернациональный долг в странах, где происходили локальные войны. Но в такие перечни по какой-то странной причине не были включены дизельные лодки 4-й эскадры подводных лодок Северного флота и сотни, если не тысячи, моряков-подводников до сих пор не признаны соответствующими органами участниками боевых действий и воинами-интернационалистами.

Владимир Степанов не смирился с таким отношением и к нему, и к его экипажу. В 1994 г., находясь в командировке на Северном флоте, в архиве флота по бортовым документам ПЛ "Б-130" (журнал событий, вахтенный и навигационный журналы) и другим материалам, касающимся боевой службы сил Северного флота в Средиземном море, получил официальные архивные выписки из этих документов и представил их в Центральный архив ВМФ (ЦА ВМФ). Оттуда ему была выдана официальная архивная справка (исх. # 222 от 15.08. 1994 г.), по которой горвоенкоматом Петербурга оформлено удостоверение воина-интернационалиста ("Свидетельство о праве на льготы", серия А, # 415849 от 28.12.1994 г.). Аналогичные удостоверения выдавались и участникам боевых действий в Афганистане. По этим архивным документам ЦА ВМФ такие же удостоверения получили и ряд членов экипажа подводной лодки "Б-130" в других городах и местностях страны.

Как видите, хоть и через почти 20 лет после боевых действий в Средиземном море и через пять лет после принятия соответствующих нормативных правительственных и военного ведомства документов, но справедливость вроде бы в отношении экипажа подводной лодки "Б-130" восторжествовала. Однако дальше происходит нечто, как я полагаю, совершенно непонятное и более того - абсурдное.

Цитирую письмо Владимира Степановича: "В апреле 2002 года начальник Центра социального обеспечения при Военном комиссариате г. Санкт-Петербурга полковник М.Е. Лободин в своем письме в мой адрес подверг сомнению мое участие в боевых действиях┘ С меня снята надбавка к пенсии как воину-интернационалисту и указано на необходимость сдать удостоверение на льготы".

Кстати, эти громко названные "льготы" воинам-интернационалистам по сути просто смешные в их ничтожестве и составляют прибавку к пенсии в размере 100-200 руб. (в зависимости от величины пенсии), небольшую скидку в уплате подоходного налога и бесплатный проезд в городском транспорте. По состоянию здоровья многие из них не работают, а бесплатным проездом в городском транспорте они и так пользуются как пенсионеры.

Не знаю, кто инициатор таких решений, если только все это не из разряда административно-чиновничьих казусов и недоразумений. Но не надо плевать в душу ветеранам ВМФ, прошедшим боевую службу на кораблях нашего флота в лихие, а порой и огненные в прямом смысле этого слова годы холодной войны. Мы не нуждаемся в таких мелочных подачках и не собираемся ни о чем просить. Нам важен только престиж звания участника боевых действий в локальных войнах, которое мы заслужили.

Честь имею!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
945
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1272
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1592
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1107

Другие новости