НИСКОЛЬКО не сомневаюсь, что золотое правило авиации начала ХХ века "делай, как я!" явилось прообразом будущих специальных тренажеров. Так осваивали азы летного мастерства все, дерзнувшие стать покорителями "пятого океана". Но у каждого из них был свой инструктор, который и говорил: "Делай, как я!" На земле и в воздухе. И тот, кто с первых шагов на выбранном пути к поднебесью следовал этой священной заповеди, тот поднимался к стратосферным высотам, перед тем распахивал свою необъятность горизонт. Не с чужих слов говорю, на себе испытал.
ДЕЛАЙ, КАК Я
1966 год. Луганский аэроклуб. Полевой аэродром у села Тарасовка. На летном поле выстроились в линеечку темно-зеленые Як-18У, спортивные Як-18П и безмоторные планеры. И от сознания, что вот-вот и ты будешь на них летать, слегка кружится голова и сами собой расправляются плечи. Мечтать никогда не вредно. Особенно в шестнадцать с половиной лет, но... "Сначала полетаем на земле. Пеший по-летному", - голос инструктора возвращает к реальности. И летчица Нинель Марковна Кувалина ведет нашу группу в методический класс под открытым небом, где расположены десятка полтора "фанз" и возле каждой выложены на песочке контуры аэродрома, круг полетов и пять пилотажных зон. Все это строго сориентировано по местности, привязано к географическим координатам.
Вы когда-нибудь видели, как мама-утка переводит через дорогу к ближайшему водоему своих утят? "Делай, как я!" - крякает она своему потомству. И никто из этих малышей не осмеливается нарушить команду. Все - в безопасности. Так же спокойно чувствовали себя и мы, четверо мальчишек, уже возомнивших себя покорителями неба под ненавязчивой заботой инструктора. Нинель Марковна давала каждому из нас в руки по маленькой деревянной фигурке самолетика Як-18у, и мы начинали "пилотировать". Выруливали следом за инструктором со стартовой линейки на взлетную полосу, увеличивали обороты мотора, разбегались и┘ взлетали. Да, да! Именно - взлетали! Потому что полет без отрыва от земли как-то само собой превращался из игры в действительность. До малейших нюансов разбирались допущенные в "полете" ошибки, тренировался глазомер по точному определению своего местоположения относительно аэродрома и считыванию высоты до земли при приземлении методом "тридцать градусов влево и сорок метров вперед". Других тренажеров тогда не было.
"Делай, как я!" Ни в Армавирском высшем военном авиационном училище летчиков, ни в боевых полках от Карелии до Средней Азии никогда не нарушал я эту заповедь. Не считал, что "взял Бога за бороду" даже тогда, когда инструктор мне позавидовал: мол, летаешь лучше, чем я. Глубоко вошло в сознание, что без тренировки на земле в небе делать нечего. Да и возможность отработки своих действий в воздухе в земных условиях увеличилась несоизмеримо. Аэроклубовский полет "пеший по-летному" обрел иную окраску. Вместо топтания с силуэтом самолетика вслед за инструктором по квадрату на земле, летчики получили возможность осваивать авиационную технику и грамотно эксплуатировать ее в воздухе на специальных тренажерных комплексах. Они гарантировали качество выполнения полетного задания и позволяли повысить безопасность полета. А попросту - сохраняли жизнь.
ТЕЛЕГА ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ
Такое случается не только на земле у нерадивого хозяина. В авиации тоже. Что в военной, что в гражданской. Сколько раз приходилось осваивать новый тип истребителя от изучения материальной части до боевого применения только по "букварям". Самолет есть, а тренажера к нему нет.
Современные авиационные тренажерные комплексы позволяют, без всякого преувеличения, освоить на земле эксплуатацию любого летательного аппарата до такой степени, что пилотирование его в воздухе становится чисто механической работой, а при определенном применении индивидуального мыслительного творчества - поднять боевую эффективность техники до максимального уровня заложенных в нее возможностей. Специалисты подсчитали, что в настоящее время один час полета для отработки летчиком учебной боевой задачи на самолете МиГ-29 обходится государству в 3000 долл. Это чисто полетное время. Без учета стоимости всей обслуживающей инфраструктуры данного полета. В то время как час отработки аналогичного полетного задания на тренажере стоит всего лишь 60-80 долл. При этом, ощущение реальности полета на тренажере - 90-95%.
Переход из учебного класса в кабину истребителя воспринимается летчиком как естественный процесс. Тренажер практически заменил ему инструктора. Такие основные этапы полета, как взлет, посадка, дозаправка в воздухе, обнаружение цели, ведение воздушного боя и еще многое другое современные тренажеры позволяют отработать с максимальной эффективностью. Не совру, если скажу, что почти все летчики не раз выходили из кабины тренажера в мокром, хоть выжимай, снаряжении. Но чертовски довольные своей работой, как сказали бы раньше, "пеший по-летному". И навсегда влюблялись в эту умную машину, которая на земле значительно облегчала их путь в небе.
Об этом, кстати, шла речь на научно-технической конференции "Тренажерные технологии и обучение. Новые подходы и задачи" в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) (г. Жуковский, Московская область). В ней приняли участие около 300 специалистов из 50 организаций. Институт традиционно является лидером всех российских программ в области авиации.
АВИАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ХХI ВЕКА
Это одна из тем ЦАГИ. Каким бы лидером в области авиационного тренажеростроения ЦАГИ ни являлся, одному ему решить такую глобальную проблему было бы очень трудно. Потому и "бьются" над ней совместно давние партнеры института: Министерство обороны Российской Федерации, "Росавиакосмос", ГосНИИ АС, корпорация "Аэрокосмическое оборудование", Российское общество авиастроителей, ЗАО ЦНТУ "Динамика", Российский центр авиационного тренажеростроения (РЦАТ). На конференции было подчеркнуто, что в ЦАГИ постоянно уделяется внимание двум аспектам применения тренажерных технологий. Во-первых, это поддержка разработки и создания новых самолетов и вертолетов, сопровождение их летных испытаний. Во-вторых, обучение и тренировка летного состава для серийных летательных аппаратов.
В настоящее время, например, базисными технологиями тренажеростроения являются системы, обеспечивающие воздействие на органы чувств летчика по наиболее существенным каналам восприятия. В сумме же они создают практически реальную картину полета: зрение - система визуализации и приборная доска, кинестетический канал - система загрузки рычагов управления, слух - имитаторы авиационных шумов, вестибулярный аппарат - система подвижности. В тренажере по конструкторскому замыслу все эти факторы должны быть скоординированы с "движением" летательного аппарата, отклонениями рычагов управления и нажатием соответствующих клавиш на пультах. Эти координирующие функции выполняет математическая модель динамики полета летательного аппарата с системой управления, которая размещается в головном компьютере вычислительного комплекса.
Теория проверяется практикой. Уже сегодня специалисты могут познакомиться с последней разработкой ЗАО "Центр научно-технических услуг "Динамика", ЦАГИ и РСК "МиГ" - действующим комплексным тренажером самолета МиГ-29. Он, кстати, беспрерывно "летал" все дни на международной авиакосмической выставке МАКС-2003 в Жуковском. Это первый комплексный тренажер, созданный в России за последние 10 лет. Он успешно прошел все государственные испытания. По словам Героя России, заслуженного летчика-испытателя Анатолия Квочура, тренажер удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к современной технике подобного рода, а по некоторым характеристикам опережает лучшие западные образцы.
ЦНТУ "Динамика" во взаимодействии со своими партнерами создал также комплексный тренажер самолета Су-33. Выполненный по заказу авиации ВМФ, он решает все необходимые задачи по пилотированию и боевому применению, успешно проходит опытную эксплуатацию в 444-м ЦБП и ПЛС.
Кроме того, на МАКСе-2003 был представлен комплексный тренажер экипажа армейского боевого вертолета Ми-24П. Он разработан ЦНТУ "Динамика" совместно с ЦАГИ и Московским вертолетным заводом имени М.Л. Миля при финансовой поддержке Жуковского филиала АКБ "Русский генеральный банк". Тренажер создан по модульной технологии. Его составные части и программное обеспечение в дальнейшем могут быть использованы при разработке аналогичных тренажеров модернизированных вертолетов Ми-24, а также других типов. Ресурс - не менее 10 000 часов, срок службы - не менее 10 лет. Оборудование обеспечивает его непрерывную работу в течение 8 часов, время подготовки не более 15 минут. По желанию заказчика он может поставляться с трех- или шестистепенной системой подвижности.
Комплексный тренажер вертолета Ми-24П эффективно решает такие основные задачи летного обучения, как:
- пилотирование на всех этапах и режимах во всех условиях полета с рабочих мест летчика и оператора;
- боевое маневрирование при атаке наземных и воздушных целей на пределе эксплуатационных ограничений;
- подготовка и выполнение маршрутного полета с выходом в заданные районы с применением радиотехнических средств навигации;
- поиск, обнаружение, распознавание и поражение видимых целей комплексом штатного и перспективного бортового вооружения с рабочих мест летчика и оператора;
- отработка действий экипажа в особых случаях полета.
Существенным достоинством названного тренажера является его программа генерации изображения внекабинной обстановки. Она отображает все основные природные и техногенные объекты на всех этапах и режимах полета, в любое время суток, при различных условиях освещения, облачности, в том числе созданных на основе цифровой картографии; дымы, взрывы, следы самолетов и ракет, трассеры пуль, огни постоянного свечения и т.д.
Это лишь некоторые новинки. ЦАГИ уже разработал необходимые технологии для производства комплексной тренажерной аппаратуры для гражданских самолетов типа Ил-96, Ил-300, Ту-204. Невольно напрашивается вопрос: когда же их увидят летные экипажи на своих учебных базах? Ответ прост: когда у разработчиков, производителей и заказчиков появятся деньги. Вот только будут ли ждать этого времени конкуренты?