0
1952
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

26.12.2003 00:00:00

Дизайн "стального чудовища"

Александр Ефремов

Об авторе: Валерий Иосифович Козишкурт - генеральный директор ОАО "Спецмаш", академик, действительный член Санкт-Петербургской инженерной академии.
Александр Сергеевич Ефремов - председатель совета директоров ОАО "Спецмаш", член-корр. СПб инженерной академии, кандидат технических наук, доцент СПб государственного технического университета.

Тэги: танк, дизайн


ИЗВЕСТНО, что внешний вид боевых машин может при определенных условиях выступать как дополнительный компонент их вооружения. Очевидно, что профессиональными художественными приемами можно придать танку, так же, как и любой боевой машине, весьма устрашающий вид.

Так, во время Первой мировой войны 15 сентября 1916 г. под грохот артиллерийской канонады, едва видимые в дыму и тумане, показались неуклюжие стальные чудовища. Переваливаясь с боку на бок со скоростью пешехода, с грохотом и лязгом гусениц, они упорно ползли к немецким окопам. Несмотря на крайнее техническое несовершенство (из 49 имевшихся у англичан танков в атаке участвовало 19, остальные вышли из строя из-за поломок или застряли) был прорван фронт шириной 5 км. Считается, что основным фактором успеха этой атаки было чисто эмоциональное впечатление от зрелища надвигающихся "стальных чудовищ".

Но на психологическое воздействие танков в современных условиях вряд ли стоит рассчитывать. Время диктует переориентации концепции дизайна на иные "ценности", рассчитанные прежде всего на формирование эмоционального восприятия экипажем боевой машины убежденности в преимуществах перед аналогами, ощущения комфортности боевой работы. Поэтому основная сторона деятельности дизайнера связана с созданием образа танка как боевой машины, обладающей надеждой защитой, высокой проходимостью, эффективным огнем.

Если обратиться к задачам дизайнера внутри танка, то при общности стратегических задач с внешним обликом, современный "внутренний интерьер" характеризуется удобством выполнения боевых задач каждым членом экипажа, его "слитностью" с рабочим местом. Иными словами, нужно не объемное пространство, а возможность максимально реализовать свои функциональные обязанности. Достаточно спорно, что экипажу нужны большие внутренние объемы - ведь это, как правило, следствие завышенных внешних габаритов, которые конструктор обязан сделать минимальными. Азбучная истина - чем меньше цель, тем меньше вероятность ее поражения, - и сейчас актуальна.

Возникает вопрос: возможно ли эстетическое вмешательство в формообразование боевой машины сегодня? Анализ показывает, что процесс развития формы танка с исторической точки зрения, эволюция его как боевой машины является одновременно и эволюцией его формы. Первый в мире танк, обладающий всеми присущими ему чертами, был построен в 1915 г. по проекту русского конструктора Пороховщикова. Однако из-за недальновидности и косности чиновников военно-технического управления к производству принят не был. Первыми танками, вступившими в боевой контакт с противником, были английские "Марк А1". По сути, это были клепанные металлические коробки ромбовидной формы с узкими гусеницами по периметру. Явная неудача формы первых танков заставила проектировщиков искать более совершенные силуэты корпусов.

Разумеется, на начальном этапе этой эволюции требования эстетического характера не только не учитывались, но, очевидно, об их существовании даже не подозревалось. Однако после формирования классической объемно-пространственной структуры танка, наступил период учета эстетических критериев своего времени, что начинает сказываться на форме разрабатываемых машин.

Стало аксиомой, что в роли законодателя рациональных форм выступает наиболее прогрессивно развивающаяся отрасль машиностроения - авиация. Известный авиаконструктор Поликарпов писал в этой связи: "Самолет - объемное сооружение, видимое со всех сторон, а законы воздуха совпадают с законами эстетического вкуса: что красиво на наш взгляд, то оказывается красивым и в летном отношении".

Так, основным объективным фактором, определяющим форму самолета, является его скорость. При дозвуковых скоростях оптимальные аэродинамические качества достигались каплеобразным силуэтом корпуса с максимальным по высоте сечением, находящимся в передней части.

Именно такая форма, т.е. когда центр композиции находился в передней части конструкции, воспринималось тогда как наиболее стремительная и динамическая. Посмотрите на изображения типичных форм самолета, автомобиля и танка того времени. У всех трех видов машин выражение динамичности достигается одним и тем же приемом: наибольшая высота сечения корпуса приходится на его переднюю часть. С появлением реактивного двигателя резкое возрастание скорости самолета сделало технически целесообразным стреловидную форму фюзеляжа со смещением крыльев к хвостовой части. Вслед за самолетом соответствующее перемещение происходит у автомобиля.

То же произошло и с танками, но по другой причине. Его форма изменялась в связи с практическим требованием боевой эксплуатации, а именно повышением защитных качеств брони, противостоящей все более мощным противотанковым средствам. Вначале шли по линии простого увеличения толщины брони, но это недопустимо увеличивало массу танка. Тогда решили идти на увеличение толщины брони путем ее наклонного расположения. Танк начал принимать зализанную форму с заостренной носовой частью, а башня приобрела овальную форму.

Несмотря на изолированность танкостроения различных государств, разные школы конструирования, различие в уровне промышленности и технологии, решение проблем внешнего и внутреннего объемно-пространственного построения обрело некий традиционный акцент и общее стилевое единство. В то же время визуальными компонентами стереотипа немецких танков Второй мировой войны являются явно выраженные горизонтальные и вертикальные плоскости, прямые углы. Для американских танков того же периода характерен многоярусный силуэт с наклонной лобовой броней.

Деятельность танкового дизайнера обусловлена существованием объективного закона поливариантности достижения конечной цели, т.е. особым качеством, когда однозначно поставленная задача может быть реализована множеством равнозначных способов. Из опыта войн известно, что размещение люка механика-водителя на лобовом скосе удобно для водителя, но снижает бронезащиту машины. Для решения этой проблемы можно разместить люк механика-водителя на горизонтальном участке крыши отделения управления за счет, например, увеличения общей длины корпуса (танк "Леопард"), за счет увеличения углов наклона лобовой брони или уменьшения диаметра погона башни (танки "Кромвель" и "Комет"). Оригинально решена эта проблема на танке ИС-3 конструктора Котина. Носовой части его корпуса была придана заостренная, так называемая "корабельная" форма, что также позволяло разместить люк механика-водителя на крыше отделения управления. При этом найденное решение чисто утилитарной задачи оказало существенное влияние на художественный образ танка, придав ему особый акцент стремительности и мощи. Именно такого рода решения, т.е. когда найденная форма удовлетворяет как утилитарным, так и эстетическим требованиям, можно расценивать как дизайнерские.

Вершиной совершенства формы серийного танка, принимая во внимание уровень развития того времени, явился лучший танк Второй мировой войны танк - Т-34 конструктора Кошкина. В этой машине на редкость удачно сочеталось техническое совершенство формы с ее эстетической выразительностью. Танк имел низкий для того времени силуэт, совершенно новыми были очертания башни, углы наклона брони корпуса обеспечивали высокую снарядостойкость. В то же время в форме этой машины достигнуто гармоничное соответствие между противоречивыми требованиями средств высокой защищенности, с одной стороны, скорости и маневренности - с другой. Совершенство формы оказалось настолько безусловным, что ее без существенных изменений заимствовали немецкие, американские и английские танки. В конечном итоге все государства-танкостроители тем или иным путем пришли к единой объемно-пространственной структуре танка.

Поиски конструкторов на путях повышения защищенности танка привели к наклонному расположению лобовой брони, внешние формы машины получили некоторую элегантность, а башня с установкой 125-мм пушки приобрела форму опрокинутого блюдца, как это стало на танке Т-64 конструктора Морозова и Т-72 конструктора Карцева.

В ряду современных танков особое место занял танк Т-80У конструктора Попова. Эта элегантная высокоскоростная машина, не имеющая аналогов в мировом танкостроении, получила целый набор новых качеств благодаря впервые примененному мощному газотурбинному двигателю. Вообще термин "впервые" настолько органически присущ танку Т-80, что уже упомянутая здесь аналогия с самолетом еще раз нашла свое выражение в такой, казалось бы, далекой от танкостроения и такой близкой к авиации науке как аэродинамика.

Достаточно сказать, что макеты танка (при его разработке), и сам танк (в процессе доводки) неоднократно подвергались исследованиям в аэродинамических трубах, что, вообще говоря, не имело примеров в танкостроении. Продувки в аэродинамических трубах дали возможность конструктору и дизайнеру методами и средствами аэродинамического воздействия придать силуэту танка новые линии с учетом подвижности и скоростных возможностей.

С дизайном тесно связана эргономика, суть которой применительно к танкостроению, в максимальной приспособленности рабочего места члена экипажа к физиологическим особенностям человека (удобные сиденья, скругленные боковые поверхности приборов, "мягкое освещение", небольшие усилия на рычаги и педали управления и др.).

Характерно, что время диктует смещение некоторых акцентов дизайна. Мы уже упоминали о том, что устрашающим фактором первых "стальных чудовищ" был ужасный шум двигателей и гусениц приближающегося танка. Этот показатель стал отрицательным и для экипажа, повышая его утомляемость, и демаскирующим - для противника. С этой точки зрения танк Т-80, можно сказать, является идеальным и самым "тихим", ибо газотурбинный двигатель генерирует другую, более "высокую", чем у дизеля частоту звука, которая фактически не слышна при приближении танка, а резинометаллическая гусеница почти бесшумна.

Следует упомянуть и о таких комфортных услугах, "не присущих" танку, как кондиционирование воздуха, ставшее возможным и очень просто осуществимым также благодаря газотурбинному двигателю. Нельзя умолчать и о таком современном направлении в танкостроении, как компьютеризация его функциональных характеристик. Не за горами появление танков четвертого поколения.

Отсюда следует, что основой деятельности дизайнера, в том числе дизайнера военного, является его опыт, творчество и художественное чутье, помноженное на требования времени и талант конструктора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1053
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1308
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1337
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1053

Другие новости