В последнем номере "НВО" за прошлый год в публикации Игоря Плугатарева "Почин года - стратегическое такси" дается критическая оценка полету министра обороны РФ Сергея Иванова в августе 2002 г. на стратегическом бомбардировщике Ту-160. Не берусь подробно оценивать доводы еженедельника в пользу того, что "предпосылки к летным происшествиям закладывает первое лицо Минобороны". Тем более что в контексте рассуждений автора приводится мой комментарий, напомню его: "Конечно, присутствие на рабочем месте летчика не члена экипажа снижает уровень безопасности полета. Даже чисто математически┘ Не летчик принимал решение о полете "посторонних", и ему оставалось только выполнять свои функции и обеспечивать безопасность полета в меру возможностей". Добавлю лишь, что, на мой взгляд, первые лица государства не ради развлечения "рулят" стратегическими ракетоносцами или другой авиатехникой, а подобные явления наблюдаются не только в России. Президент США Джордж Буш, как известно, приземлялся на палубу американского авианосца в Персидском заливе в кресле второго пилота противолодочного самолета S-3B "Викинг" ВМС США. Посадка на авианосец - один из самых сложных и опасных элементов в летной работе и в смысле риска он пошел куда дальше нашего президента Владимира Путина, который в 2000 г. был пассажиром истребителя-перехватчика Су-27, который "перевез" его из Краснодара в Грозный. Кстати, убежден, что это была не некая предвыборная пиар-акция, как ее тогда представляли, а оптимальный способ оперативного перебазирования в заданную точку с учетом совокупности всех обстоятельств того периода времени.
Однако в упомянутой публикации редакция привела не полный текст моего комментария на соответствующий вопрос корреспондента "НВО", вероятно, по причине ограничений по объему текста статьи. Хотелось бы восполнить этот пробел. Вышеприведенные слова были сказаны мной в контексте обсуждения на круглом столе с участием представителей прессы, который был проведен Центральным домом журналистов (ЦДЖ) в октябре прошлого года по просьбе ветеранов Военно-воздушных сил и специалистов по безопасности полетов прежних лет, обеспокоенных положением дел в отечественной авиации. И должен заметить, что эта тема рассматривалась на том круглом столе более широко, чем это нашло свое отражение в напечатанном позже материале.
Тему полета "посторонних лиц" во время дискуссии в ЦДЖ развивал маршал авиации Иван Пстыго, к которому я отношусь с огромным уважением. Тем не менее я осмелился возразить, напомнив, что подобные вещи случались и раньше. В частности, вопреки летным наставлениям иногда перевозили техников с собой на истребителях. Почему? Целесообразность военного времени.
Сейчас иная обстановка, но на ситуацию с нахождением "посторонних" в кабине боевого самолета надо по-прежнему смотреть не только с точки зрения обеспечения безопасности полетов. Ибо она стала много крат выше в силу того, что современные самолеты стали намного надежнее, а средства спасения на порядки совершеннее. Кроме того, существует технология минимизации риска при выполнении подобного рода ознакомительных полетов. Поэтому сейчас подобные "катания" - явление в мире достаточно распространенное. Ведь даже и в космос туриста "свозили". А в Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова вообще каждый желающий, заплатив определенную сумму, может покататься со скоростью около 3000 км/ч. в непосредственной близости от столицы России независимо от гражданства, профессии, убеждений и т.д. (думаю, что без проблем "прокатят" и представителя "НВО"). Выводы каждый может сделать сам.
Что же касается полетов в составе экипажа боевых летательных аппаратов высших должностных лиц государства, то думаю, что есть высокий смысл в том, что наши руководители обладают качествами, позволяющими им непосредственно в полете знакомиться с возможностями боевой авиационной техники. А вопросы определения степени риска и обеспечения безопасности должны решать специалисты, что, на мой взгляд, и было блестяще продемонстрировано руководством ВВС при организации полетов как президента, так и министра обороны России.
ОТ РЕДАКЦИИ
Публикуя полный текст письма уважаемого российского аса, по поводу его последнего абзаца должны заметить, что в упомянутой публикации "НВО" и не подвергалось сомнению, что высшие должностные лица государства должны "непосредственно в полете знакомиться с возможностями боевой авиационной техники". Речь шла о нарушении ими, в частности министром обороны Сергеем Ивановым, безоговорочных принципов обеспечения безопасности полетов, когда в кресле летчика по каким-то причинам оказывается человек, который не имеет отношения к летной практике. В этом смысле достаточно вспомнить о катастрофе 22 марта 1994 г. под Междуреченском (Кемеровская область) пассажирского самолета А-310, следовавшего из Москвы в Китай. Причиной стало то, что командир экипажа позволил своему 14-летнему сыну и 6-летней (!) дочери буквально "порулить" лайнером. И дети действительно все "сами посмотрели, потрогали руками" (как и Иванов, сидя на месте второго пилота в Ту-160) и ввели лайнер в штопор... Погибли более 70 пассажиров┘
Что же до боевой авиации, то в прошлом году, по словам того же министра обороны, в российских ВВС произошло 8 авиапроисшествий, и причиной 7 из них стала "человеческая халатность, небрежность, порой просто преступное разгильдяйство и бравада", приведшие к гибели 12 человек. По поводу этих "разгильдяйств и бравад" тот же Иванов в декабре прошлого года учинил публичный разнос главкому ВВС генерал-полковнику Владимиру Михайлову, что выглядело отчасти как с больной головы на здоровую. И именно подобное отношение осуждали на "круглом столе" в ЦДЖ маршал авиации Иван Пстыго и другие авиаспециалисты. При этом маршал выразился весьма круто: "Это безобразие! Беспардонное хулиганство!"
А то, как блюли "авиационную Конституцию" - Наставление по производству полетов - "до Иванова", характеризует, скажем, такой пример, рассказанный "НВО" летчиком-ветераном 77-го противолодочного полка Ил-38. На рубеже 1970-х полк проверял командующий авиацией Тихоокеанского флота генерал-лейтенант Павловский. Он имел допуск полетов на Ан-12, Бе-12, Ту-16, Ту-142, а на Ил-38 не летал. И поэтому ни разу в ходе инспекции не позволил себе сесть в кресло "хотя бы" второго пилота и поднимался в небо исключительно в качестве "простого пассажира". А тут министр не только "рулит", но и участвует в дозаправке ракетоносца в воздухе (одна из сложнейших воздушных операций даже для опытных асов), и в пуске с него ракет. Это ли не "бравада"?
"Катание" первых лиц государства в кабине боевых самолетов, конечно, еще не стало тенденцией (может быть, и не станет). Но факт нарушения техники безопасности полетов уже налицо. Налицо и, как сказал тот же маршал авиации Пстыго, "неподобающий пример" отношения к обеспечению безопасности полетов. Именно этими соображениями главным образом и была вызвана публикация в 48-м номере "НВО" за 2003 г. Кроме того, как считают специалисты, подобные "катания" и "руления" - это сплошной риск, нервы десятков, если не сотен людей. Раз уж Анатолием Квочуром был упомянут президент, то приведем слова начальника Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава фронтовой авиации им. Чкалова генерал-майора Александра Харчевского, который в 2000-м на Су-27 "перевез" главу государства из Краснодара в Грозный. У Харчевского в ВВС репутация "летчика от Бога, летающего на всем, что может оторваться от земли", который во время командировки в ЮАР в ходе учебных боев с тамошними асами выиграл 36 боев из 36. Так вот он после приземления с лидером страны признавался одному из изданий: "Этот перелет у меня был самым ответственным в жизни. Самолет вели сразу несколько радиолокационных станций, а в воздухе прикрывал второй Су-27, который в отличие от нашего шел с боевой нагрузкой (а еще на нем, как известно, летел офицер с "ядерным чемоданчиком" главы государства. - "НВО"). На всем протяжении перелета - в течение часа - был создан свободный воздушный коридор..." Те же, кто обеспечивает подобный полет с земли, знают гораздо больше...
Что же до полета Туполева-160 с министром обороны, то сегодня выясняется следующее. Главком ВВС Владимир Михайлов недавно обнародовал итоги расследования катастрофы в Саратовской области летавшего в паре с "ракетоносцем Иванова" на Дальний Восток такого же Ту-160 в сентябре прошлого года. Оказывается, что еще в 1997 г. был "абсолютно безумно" (слова Михайлова) изменен порядок заправки самолета жидким азотом, и в полете у самолета не было создано необходимое давление в топливных баках при выработке топлива, а трижды резервированная система подкачки давления не сработала; в результате произошло нарушение прочностных характеристик крыла, и стратегический бомбардировщик разрушился в воздухе. Погиб экипаж. Получается, что министра обороны, кстати, тоже "обладателя" одного из "ядерных чемоданчиков", отправляли в заведомо опасный полет. А это уже похоже на авантюру...
Публикуя полный текст письма уважаемого российского аса, по поводу его последнего абзаца должны заметить, что в упомянутой публикации "НВО" и не подвергалось сомнению, что высшие должностные лица государства должны "непосредственно в полете знакомиться с возможностями боевой авиационной техники". Речь шла о нарушении ими, в частности министром обороны Сергеем Ивановым, безоговорочных принципов обеспечения безопасности полетов, когда в кресле летчика по каким-то причинам оказывается человек, который не имеет отношения к летной практике. В этом смысле достаточно вспомнить о катастрофе 22 марта 1994 г. под Междуреченском (Кемеровская область) пассажирского самолета А-310, следовавшего из Москвы в Китай. Причиной стало то, что командир экипажа позволил своему 14-летнему сыну и 6-летней (!) дочери буквально "порулить" лайнером. И дети действительно все "сами посмотрели, потрогали руками" (как и Иванов, сидя на месте второго пилота в Ту-160) и ввели лайнер в штопор... Погибли более 70 пассажиров┘
Что же до боевой авиации, то в прошлом году, по словам того же министра обороны, в российских ВВС произошло 8 авиапроисшествий, и причиной 7 из них стала "человеческая халатность, небрежность, порой просто преступное разгильдяйство и бравада", приведшие к гибели 12 человек. По поводу этих "разгильдяйств и бравад" тот же Иванов в декабре прошлого года учинил публичный разнос главкому ВВС генерал-полковнику Владимиру Михайлову, что выглядело отчасти как с больной головы на здоровую. И именно подобное отношение осуждали на "круглом столе" в ЦДЖ маршал авиации Иван Пстыго и другие авиаспециалисты. При этом маршал выразился весьма круто: "Это безобразие! Беспардонное хулиганство!"
А то, как блюли "авиационную Конституцию" - Наставление по производству полетов - "до Иванова", характеризует, скажем, такой пример, рассказанный "НВО" летчиком-ветераном 77-го противолодочного полка Ил-38. На рубеже 1970-х полк проверял командующий авиацией Тихоокеанского флота генерал-лейтенант Павловский. Он имел допуск полетов на Ан-12, Бе-12, Ту-16, Ту-142, а на Ил-38 не летал. И поэтому ни разу в ходе инспекции не позволил себе сесть в кресло "хотя бы" второго пилота и поднимался в небо исключительно в качестве "простого пассажира". А тут министр не только "рулит", но и участвует в дозаправке ракетоносца в воздухе (одна из сложнейших воздушных операций даже для опытных асов), и в пуске с него ракет. Это ли не "бравада"?
"Катание" первых лиц государства в кабине боевых самолетов, конечно, еще не стало тенденцией (может быть, и не станет). Но факт нарушения техники безопасности полетов уже налицо. Налицо и, как сказал тот же маршал авиации Пстыго, "неподобающий пример" отношения к обеспечению безопасности полетов. Именно этими соображениями главным образом и была вызвана публикация в 48-м номере "НВО" за 2003 г. Кроме того, как считают специалисты, подобные "катания" и "руления" - это сплошной риск, нервы десятков, если не сотен людей. Раз уж Анатолием Квочуром был упомянут президент, то приведем слова начальника Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава фронтовой авиации им. Чкалова генерал-майора Александра Харчевского, который в 2000-м на Су-27 "перевез" главу государства из Краснодара в Грозный. У Харчевского в ВВС репутация "летчика от Бога, летающего на всем, что может оторваться от земли", который во время командировки в ЮАР в ходе учебных боев с тамошними асами выиграл 36 боев из 36. Так вот он после приземления с лидером страны признавался одному из изданий: "Этот перелет у меня был самым ответственным в жизни. Самолет вели сразу несколько радиолокационных станций, а в воздухе прикрывал второй Су-27, который в отличие от нашего шел с боевой нагрузкой (а еще на нем, как известно, летел офицер с "ядерным чемоданчиком" главы государства. - "НВО"). На всем протяжении перелета - в течение часа - был создан свободный воздушный коридор..." Те же, кто обеспечивает подобный полет с земли, знают гораздо больше...
Что же до полета Туполева-160 с министром обороны, то сегодня выясняется следующее. Главком ВВС Владимир Михайлов недавно обнародовал итоги расследования катастрофы в Саратовской области летавшего в паре с "ракетоносцем Иванова" на Дальний Восток такого же Ту-160 в сентябре прошлого года. Оказывается, что еще в 1997 г. был "абсолютно безумно" (слова Михайлова) изменен порядок заправки самолета жидким азотом, и в полете у самолета не было создано необходимое давление в топливных баках при выработке топлива, а трижды резервированная система подкачки давления не сработала; в результате произошло нарушение прочностных характеристик крыла, и стратегический бомбардировщик разрушился в воздухе. Погиб экипаж. Получается, что министра обороны, кстати, тоже "обладателя" одного из "ядерных чемоданчиков", отправляли в заведомо опасный полет. А это уже похоже на авантюру...