В начале июня Московский городской суд удовлетворил жалобу замвоенкома города Москвы Александра Мироновича, лишив 54 служивших на подводном флоте военных пенсионеров, среди которых есть и Герои России, северных надбавок. И это не последняя группа подводников, которых ожидает лишение государственной милости.
Право на получение северных надбавок было закреплено за подводниками в 1991 г. В феврале 1993 г. был принят специальный Закон РФ # 4520-1, устанавливающий государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Тогда же Министерством обороны был выпущен Приказ # 286, содержащий механизм реализации закона. Но планы оставались на бумаге целых семь лет, пока один из офицеров-подводников не обратился с иском в Верховный суд, который вынес определение о выплате компенсаций. Узнав о прецеденте, моряки начали атаковать суды с требованием о выплатах, добиваясь положительных решений. Только в Москве право на компенсацию, составляющую примерно 50-процентную надбавку к пенсии, сумели получить порядка 300 человек.
Но год назад процесс принял обратный ход - военкоматы начали подавать надзорные жалобы, чтобы добиться отмены судебных решений о выплатах подводникам. Радетели финансовых интересов военного ведомства, вооружившись принятым в мае 2002 г. приказом МО РФ # 200, требующим от всех органов военного управления отстаивать в судах интересы Министерства обороны, по-новому истолковали действующий больше 10 лет Закон РФ # 4520-1, посчитав, что на военнослужащих, уволенных в запас, он не распространяется. Подводникам остается только разводить руками, так как статья 1 этого нормативно-правового закона четко указывает: "В случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются┘ военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных сил РФ┘". Об этом же сказано в Приказе МО РФ # 286 1993 г. Подводники ссылаются также на статью 19 российской Конституции и статью 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, запрещающую их ухудшение. Примечательно, что заместитель столичного военкома вспомнил о нарушенных интересах Министерства обороны лишь через год и 10 месяцев после того, как суд нижестоящей инстанции принял решение об установлении выплат.
Если даже априори принять во внимание обоснованность казуистических претензий военкоматов, то, очевидно, что государство, принимая решения о предоставлении компенсаций, не несет ответственность за их реализацию. Если уж на пенсионерах поставили крест, то те, кто служит сейчас, лишний раз задумаются, стоит ли терять здоровье в экстремальных условиях, защищая государственные интересы.