0
2719
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

08.10.2004 00:00:00

Военные рецепты царя Петра I

Тэги: петр i, реформы, армия


Вот уже почти четырнадцать лет преобразуется российская армия. Правда, в прошлом году было объявлено, что военная реформа в России завершена и, мол, теперь начинается планомерное строительство Вооруженных сил. Но недавно опять Минобороны РФ заявило о предполагаемом сокращении в армии 100 тыс. должностей. Однако один из сенаторов в приватной беседе указал, что это количество специально занижено и будут сокращены 120 тыс. офицерских должностей. Такие крупномасштабные преобразования в военной организации страны не подходят под категорию строительства ВС РФ, а скорее наоборот - указывают на продолжение реформ. Очевидно, в военном ведомстве творцы этих самых преобразований никак не определятся ни со сроками реформ, ни с тем, как их называть и вести. Видно, отечественные военные теоретики, практики и государственные мужи забыли или не захотели обратиться к опыту царя Петра I, когда российский самодержец в труднейших условиях, в том числе при пустой государственной казне, строил русскую армию в XVII веке.

КАК ПЕТР I СТРОИЛ АРМИЮ

По военным преобразованиям Петра I издано много академических трудов. Маститые авторы высказывают противоречивые суждения о петровских военных реформах. На этот счет помощь может оказать наука историография с ее точно выверенными оценками вклада ученых в исследования деятельности царя-реформатора.

Одним из таких исследователей трудов по Петру I является доктор исторических наук полковник Владимир Гаврищук. За сравнительно небольшой период он издал четыре историографические книги - исследования по петровским преобразованиям в армии. На основании изучения огромного количества литературы по военным реформам в России в XVII-XVIII веках Гаврищук делает весьма актуальные для современной Российской армии выводы по строительству армии. Не мешало бы эти книги почитать нашим реформаторам. Жаль, что уже сейчас труды военного ученого из-за малого тиража практически недоступны и представляют библиографическую ценность. Для любознательных читателей стоит их назвать - "Русская армия в XVIII веке", "Военные реформы Петра I", "Военное законодательство Петра I", "Военные преобразования в России (Петровский период)".

Особенно стоит отметить, что именно под руководством Петра I была впервые в России создана законодательная база воинской службы. Монарх, как глава законодательной, исполнительной, судебной власти, сам лично проводил идею законодательного обеспечения воинской службы. В петровских войсках несоблюдение воинских уставов, законов, наставлений стало рассматриваться как преступление против государства и его армии. В тот период была издана масса указов, регламентов, наставлений по воинской службе. Но вершиной законодательной работы самодержца-реформатора и его сподвижников стали Устав Воинский 1716 года и Устав Морской 1720 года. По мнению Владимира Гаврищука, "эти петровские документы явились кодексами военного права, которые неотделимы от всей системы правовых отношений в России первой четверти XVIII века. Эти уставы содержат постановления по организации и функциям всех военных и морских учреждений, высших чинов, а также военно-уголовный, военно-процессуальный кодексы". Например, за дезертирство в петровской армии было самое суровое наказание вплоть до смертной казни и каторги.

Однако в петровских законах проявлялась и забота о солдатах и офицерах. Войска в законодательном порядке размещались на постой в губерниях. В Новгородской губернии по распоряжению царя в 1721 году генерал-майор Волков провел своеобразный квартирный эксперимент по размещению драгунского и пехотного полков. Для командиров полков, рот, офицеров и прапорщиков строились за счет губернских средств отдельные "дворы", солдаты размещались на постое у крестьян или "в отдельно построенных слободах".

Успех эксперимента превзошел все ожидания. Лично царь установил, как размещать по стране войска. Регулярные части располагались практически во всех уездах. При этом поддерживали порядок и законность, то есть выступали в роли отлично вооруженной и обученной уездной полиции. В настоящее же время на примере захвата городов в Ингушетии боевиками буквально кричаще проявились издержки военной реформы. Армейские командиры ждали приказа, милицейские начальники не смогли организовать должный отпор бандитам. В петровской же армии командиры полков сами принимали решение на пресечение бунтов и волнений, ловили преступников. Кроме того, командир полка лично контролировал правильность распределения и расходования собранных в уезде денег на нужды своей части. Для того чтобы не было "воровства", деньги передавались от налогоплательщиков в кассу полка на глазах всех офицеров. Потом эти средства шли на квартирное довольствие, жалованье, питание.

Оказывается, царь свою армию комплектовал не только, как считалось, исключительно подневольными рекрутами. В ноябре 1699 года по царскому указу добровольцам на военную службу полагалось жалованье 11 рублей в год, довольствие и обмундирование по нормам гвардейских частей. Поэтому в петровские войска пошли добровольно тысячи российских парней и мужчин, очень много было иностранных добровольцев.

СУРОВЫЙ ЭКЗАМЕН НА ОФИЦЕРСКИЙ ЧИН

В более сложном положении, чем с личным составом, оказался Петр I при формировании офицерского корпуса. Крестьяне и горожане были сплошь неграмотными. Поэтому офицеры набирались в основном из дворян и иностранцев. Для производства дворян в офицеры им требовалось прослужить несколько лет нижними чинами, выдержать испытание строевой службой, показать безупречную нравственность. Лишь после такого сурового экзамена за подписью всех офицеров полка выдавалось удостоверение "о пригодности русского дворянина к офицерскому чину". В современной армии, несомненно, этот петровский опыт весьма пригодился бы при решении кадровой проблемы в войсках: производство в офицеры, назначение на вышестоящие должности решать в соответствии с нравственными качествами.

Весьма эффективно Петр I решил в армии такую сложнейшую проблему, как взаимоотношения в воинском коллективе между командирами и подчиненными. В начальный период образования петровской армии массовым явлением было дезертирство, невыполнение приказов и распоряжений. По предложению Петра I основной тактической единицей в русской армии был учрежден полк. В нем, как указывает Владимир Гаврищук, по петровским военным законам командир был полновластным и почти бесконтрольным хозяином по "строевым, судебным, хозяйственным вопросам". Такое полновластие укрепляло дисциплину, единоначалие. Однако нередко порождало вседозволенность, различные злоупотребления. Поэтому Петр I принял ряд предупредительных мер. Командиров полков могли контролировать губернские комиссары, инспекторы. А вот своим полком командир руководил через ближайшего помощника - подполковника. Лишь в крайнем случае в мирное время он лично отдавал приказы и распоряжения личному составу. Во время войны, естественно, командир всю ответственность принимал на себя. В строевой роте главным был ротный командир в звании капитана. Ближайший его помощник - капитан-поручик, который лично руководил всеми остальными офицерами роты. Таким образом, в войсках была создана весьма жесткая властная офицерская вертикаль, во главе нее стояли соответствующие командиры, авторитет которых был непререкаем.

Между старшими офицерами и нижними чинами находилась прослойка прапорщиков. По своим обязанностям они должны были специально заботиться о солдатах. Например, посещать больных, ходатайствовать о смягчении наказания провинившимся солдатам. В бою именно прапорщик нес ротное знамя, что весьма способствовало их авторитету в петровских войсках. Эти и другие меры позволили в российском государстве высоко поднять значение офицерской службы и самого звания. В обществе оно было уважаемым. Нынешняя военная реформа, несмотря на громкие слова с высоких трибун о необходимости поднять престиж офицерского корпуса, так и не решила эту острейшую проблему. Поэтому, справедливости ради, не в обиду честным офицерам, стоит заметить, что в современной российской армии весьма большой процент "случайных" командиров. Поэтому в ней процветают казнокрадство, угодничество, унижение нижестоящих и другие пороки.

ДИСЦИПЛИНА И КУЛЬТ ОРУЖИЯ

Одной из самых важнейших сторон воинской службы Петр I считал дисциплину, преданность долгу, точное исполнение караульной и полевой службы. Устав 1716 года, который самодержец лично разрабатывал, давал офицерам прав "лишать живота" подчиненных, покинувших поле боя. Военнослужащих-трусов ожидало самое суровое наказание. Так, после штурма Нотебурга в привилегированных Преображенском и Семеновском полках за трусость 12 человек были прогнаны сквозь строй, а потом повешены.

Кроме укрепления дисциплины и нравственности Петр I ввел в войсках культ оружия. Он требовал от офицеров особого внимания к его сохранности. А потеря, промотание или отдача врагу без боя личного оружия вели к потере офицерской чести и суровым наказаниям. В современной армии об этом и говорить не приходится. В ходе нынешней военной реформы так и не были учтены предложения многих офицеров выдать на руки личное оружие; за утрату оружия - увольнять из армии, судить. Это явилось бы одной из мер поднятия престижа офицерской профессии как защитника Отечества. Но вместо этого даже патрулирование в Москве ведется безоружными офицерами. При разгуле бандитизма и терроризма в стране безоружные российские офицеры в свободное от службы время вне воинских частей не защитят ни себя, ни семьи, ни остальных сограждан.

В своих историографических трудах полковник Гаврищук исследует вопросы медицинского, вещевого, продовольственного снабжения русской армии в эпоху Петра I, анализирует, как войска воспитывались, обучались. Вырисовывается картина, что царь-реформатор весьма крутыми мерами в своем государстве буквально из ничего выковывал железной стойкости войска, которые победили шведов, громили турок, усмиряли на огромных российских просторах многочисленные бунты, защищали мирное население от преступников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1147
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1379
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1649
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1199

Другие новости