Трудный, наполненный трагическими событиями процесс присоединения Украины к России длился шесть лет и завершился 8 января 1854 года на Переяславской раде, где решалось, кому быть покровителем: королю польскому, султану турецкому или царю русскому. На речь руководителя освободительного движения против польского гнета гетмана Богдана Хмельницкого казаки ответили криком: "Волим под царя восточного православного! Лучше в своей вере умереть, чем ненавистнику Христову поганому достаться".
Московское государство никогда не изъявляло желание присоединить Украину, но наблюдало за трагедией украинского народа. Летом 1651 года, после сильного поражения в битве с поляками при селении Берестечко и угрозе полного уничтожения войска запорожского, Богдан Хмельницкий в союзе с татарами даже угрожал Москве нападением, если она не примет Украину под свое покровительство. Когда стало известно предложение шведов о принятии Украины под свое покровительство, Москва встрепенулась, и Богдану Хмельницкому было послано уведомление о приеме Украины в российское подданство.
На московском Соборе 1 октября 1653 года, еще до окончательного решения самих украинцев, было принято решение объявить Польше войну. Последствия российского покровительства народу Украины обернулись России еще и войной со Швецией. Словом, слияние двух ветвей единого славянского племени при царе Алексее Михайловиче стоило России и в последующие годы слишком дорого. Поэтому не случайно, все русские цари заботились об охране своих западных границ и обеспечении порядка внутри самой Украины.
До Петра Великого на землях Украины охранные функции выполняла так называемая лендмилиция. Это были те же казаки, служившие на правах военных поселян. Как род войск они считались легкой кавалерией.
Путешествуя по Европе, Петр Первый, обратив внимание на регулярные полки венгерских и сербских гусаров, увидел их полезность для России и пожелал завести такие военные формирования легкой кавалерии в своем государстве, но прежде всего на Украине.
В 1723 году от имени Петра I была направлена грамота сербскому майору Албанезу следующего содержания: "Его Императорское Величество намерение восприял в украинских городах содержать несколько полков конных гусарских из сербского народа и для призыву и принятия их в Его Императорского Величества службу вручена комиссия майору Ивану Албанезу┘" В грамоте также разъяснялось, что на майора Албанеза возлагалась обязанность организовать призыв сербов в гусары на русскую службу и назначать им такое содержание, какое они получали на службе в Австрии. Семейным сербам, кроме того, выделялись земли и угодья. Для приема выходцев из Сербии в Киеве был организован специальный пункт во главнее с офицером, который выдавал новобранцам в зачет 5 рублей и распределял их в разные места Украины. Вначале из волонтеров создавались небольшие команды - роты, а их командирам было предоставлено право увеличивать вербование через самих же зачисленных волонтеров.
Пока шло формирование первого гусарского полка из сербов, Петр продумывал создание гусарских команд из Грузин, Молдаван, Венгров и Валахов. До свершения своих замыслов Петр I не успел дожить, но после его смерти в 1725 году военные заветы Петра реализовывались последовательно всеми российскими государями начиная с Екатерины I. За 15 последующих лет число гусар-иностранцев было доведено до 6000, из которых исключительно по национальным признакам было сформировано 5 гусарских полков, по десять рот в каждом. Но лишь к 1841 году окончательно были сформированы три гусарских полка: Сербский, Грузинский и Молдавский. Для мирного времени в штатах этих полков была утверждена численность каждого - 1130 гусаров, но наибольшее годовое денежное содержание полагалось Сербскому полку - 52 982 рубля. Грузинскому - 38 746 рублей, а Молдавскому - 40 329 рублей. На выделяемые средства гусары обязаны были приобретать лошадь, одежду, амуницию и оружие, а также продовольствие для людей и лошадей,
Гусары, поселенные в мирное время на отведенные земли, исправляли местную службу. В военное время гусарские полки присоединялись к армии.
Неудовлетворенная порядками в армии в период царствования императора Петра II Алексеевича (1727-1730), дочь царя Иоанна Алексеевича, племянница Петра I, императрица Анна Иоанновна (1730-1740) после вступления на трон создает новую воинскую Комиссию из фельдмаршалов и генералов, которой предписывалось: "Держать накрепко учреждения об армии Петра Великого. Все происшедшие в ней непорядки и помешательства исправить, а такие основательные учреждения учинить, чтоб армия всегда содержалась в добром состоянии и сколько возможно без излишней народной тягости и напрасных убытков".