Немногим более 75 лет назад состоялся первый авиаперелет из СССР в США. Именно тогда АНТ-4 "Страна Советов" конструкции Андрея Туполева, ведомый командиром экипажа Семеном Шестаковым, морским летчиком Филиппом Болотовым, штурманом Борисом Стерлиговым и механиком Дмитрием Фуфаевым, покрыл расстояние 21 242 км из Москвы в Нью-Йорк за 141 час 45 минут. В том числе 8 тыс. км за 50 часов 30 минут летного времени над океаном. Это был гражданский вариант первого советского двухмоторного бомбардировщика ТБ-1, взлетный вес которого составлял 7775 кг, скорость - 198 км в час, дальность полета - 1350 км. Несколько машин, аналогичных "Стране Советов", в 1933 году было передано в распоряжение полярной авиации.
В эти годы АНТ-4 был новым словом в мировом самолетостроении. В газетах 75-летней давности очевидцы восторженно описывали прилет "Страны Советов" в США, состоявшийся восемью годами ранее знаменитых беспосадочных перелетов экипажей Чкалова и Громова в США через Северный полюс. 13 октября 1929 года на глазах нескольких тысяч американцев он благополучно "приводнился" на озере Вашингтон в Сиэтле.
ИСПЫТАНИЯ
В 1920-е годы советским летчикам приходилось летать на зарубежных самолетах с иностранными двигателями. Понимая потребность Военно-воздушных сил Красной армии в новом бомбардировщике большой грузоподъемности, было решено заказать его в Англии. Однако фирма потребовала за проектирование и постройку самолета сумму в полмиллиона золотом и установила срок - полтора года. Такие условия советское правительство принять категорически отказалось.
Тогда свои услуги предложил Андрей Туполев, в то время возглавлявший Опытное конструкторское бюро в ЦАГИ. За девять месяцев был спроектирован и построен первый отечественный моноплан из алюминия. И 25 ноября 1925 года летчик-испытатель Аполлинарий Томашевский выполнил свой первый полет на ТБ-1. Государственные испытания прошли успешно. Разработанная Туполевым технология серийного выпуска вышла в двух вариантах: военном и гражданском.
И тут опытный летчик Семен Шестаков, уже совершивший со своим механиком Дмитрием Фуфаевым сверхдальний перелет из Москвы в Токио, в 1925 году предложил лететь в Америку. Туполеву и начальнику ВВС РККА Петру Баранову идея понравилась.
Правительство предложение поддержало, и началась подготовка к перелету. Штурманом пригласили Бориса Стерлигова - ведущего специалиста НИИ ВВС, впоследствии ставшего главным штурманом ВВС. Именно он после стажировки на морских судах принес в авиацию термин "штурман". Ведь в те времена летчики летали, ориентируясь по видимым целям - ни радиолокаторов, ни радиоприводов не было. И лететь над океаном предстояло без ориентиров. Командиром подразделения морской авиации был назначен морской летчик Филипп Болотов.
ТРАНССИБИРСКИЙ МАРШРУТ
По просьбе Туполева штурман Стерлигов выработал три варианта маршрута перелета в США. Согласно первому лететь предполагалось через Северный полюс - 9,6 тыс. км. Но в то время самолета с такой дальностью еще не было. Знаменитые АНТ-25, на которых без посадки совершили полет в США экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова, появились только в 1934 году.
Второй вариант предполагал лететь через Атлантику - 13-14 тыс. км, а третий, транссибирский, - через Урал, Сибирь, Дальний Восток, Алеутские острова, Аляску в Сиэтл - столицу "Боинга". Весь маршрут - 17 тыс. км - можно было с учетом посадок на суше и в океане разбить на несколько тысячекилометровых отрезков. Надо сказать, что АНТ-4 мог пролететь без заправки 1200-1400 км. Серьезное опасение вызывали немецкие двигатели БМВ: их ресурс составлял всего 60 часов, а перелет должен был занять гораздо больше времени.
В результате утвердили последний маршрут. Целью перелета провозгласили наведение воздушного, политического и культурного "моста" между СССР и Соединенными Штатами. В случае благополучного исхода это должно было продемонстрировать достижения советской авиапромышленности, искусство пилотов и потенциал экономических возможностей межконтинентальной трассы.
В 1929 году между СССР и США еще не существовало дипломатических отношений, и интересы Советского Союза представляла торговая фирма "Амторг", которая согласовала с Госдепартаментом американскую часть маршрута. Туполевцы оборудовали железнодорожный вагон-мастерскую с запасными частями для срочного ремонта. Поскольку по всему маршруту не было ночных аэродромов, планировалось вылетать рано утром и садиться засветло.
ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ
Первая попытка была предпринята 8 августа в два часа ночи с Центрального аэродрома им. Фрунзе. Поначалу все шло нормально, но на пути к Чите Шестаков принял ошибочное решение не останавливаться для заправки и до наступления темноты долететь до Читы. Однако за 80 км до посадки кончилось горючее, оба мотора заглохли. Самолет упал на деревья - только это и спасло экипаж.
Все переживали: что теперь будет? Станут судить или разрешат полететь на втором экземпляре АНТ-4? Первым экипаж встретил Шестаков: "Завтра с рассветом вылетаем на другой машине".
23 августа АНТ-4-дублер направился на восток. 1 сентября прибыли в Читу. В Хабаровске поменяли колесное шасси на гидропоплавки - трудоемкая операция продолжалась 10 суток. С Амура перелетели в Николаевск-на-Амуре и стали ждать погоду. Через семь лет в Николаевск-на-Амуре перелетит с острова Удд (теперь о. Чкалов) чкаловский экипаж, совершивший аварийную посадку из-за плохой погоды. Тогда, в 1936 году, они тоже переживали: осудит их Сталин или помилует? Сталин тогда решил, что летчики справились с трудностями и по праву должны быть удостоены звания Героев Советского Союза.
Первые летные испытания на поплавках АНТ-4 проходили на Черном море. Но там вода более плотная, чем амурская - речная. Самолет несколько раз разгонялся, но никак не мог оторваться.
Когда, наконец, АНТ-4 приводнился в бухте, отделенной от океана грядой рифов, оказалось, что это ловушка. Трое суток дул попутный ветер. Самолет не мог взлететь. Летчикам помог тайфун. Болотов взлетел, развернулся, и направление ветра стало попутным. 1115 км пролетели за 7 часов. Командир крейсера встретился с отважными русскими авиаторами и сказал, что в такую погоду без надобности он бы в море не вышел.
ТЕПЛАЯ ВСТРЕЧА
Следующий этап - до Ситки на Аляске. Борис Стерлигов вспоминал, что "когда осталось немного до Ситки, мотор забарахлил: упало давление масла. Высота над водой - 50-100 метров, скорость упала до 100 км в час. Мы всячески старались облегчить машину, сбрасывая все, что можно: часть груза, свое имущество, даже часть топлива. Мотор задымил и остановился. Внизу - штормящее море. Посадка - только с большим риском. Болотов стал искать бухточку и заметил ее возле водопада. Приводнился. Опять повезло...
Осмотр показал, что надо менять неисправный двигатель. А он в Сиэтле. Тогда решили обратиться к местному населению. Американцы встретили советский экипаж дружелюбно. Они уже знали из газет о перелете и помогли дать телеграмму в Сиэтл - мол, русским нужно доставить запасной мотор.
Наконец "Страна Советов" взлетела, направляясь в Сиэтл. Экипаж был измотан до предела. 13 октября 1929 года авиаторы увидели долгожданный, покрытый легкой дымкой город. Вскоре вокруг АНТ-4 выстроился кортеж из легких самолетов. У озера Вашингтон, на окраине города, состоялась торжественная встреча, которой так ждали и в то же время так боялись наши летчики.
Уже на следующий день военные пилоты и конструкторы "Боинга" тщательно осмотрели АНТ-4. Специально для них экипаж продемонстрировал машину в полете: всех поразили короткий и быстрый взлет, оригинальная конструкция - свободнонесущий моноплан с двумя (!) двигателями прямо на крыле. Таких самолетов у американцев тогда еще не было. Командир эскадрильи гидросамолетов капитан Прайс восторженно произнес: "Это хороший бомбовоз, мы такого не имеем".
С точки зрения американцев, почти ничего не знавших о Советском Союзе, событие казалось невероятным: СССР обогнал США в реализации оригинальных авиационных идей. Историки авиации отмечали, что в США начали строить самолеты по схеме АНТ-4 спустя примерно год со времени визита советских авиаторов - в 1930 году.
Экипаж побывал в Чикаго, Сан-Франциско, Солт-Лейк-Сити и Нью-Йорке. 1 ноября 1929 года состоялась самая масштабная встреча экипажа "Страны Советов" с американцами. Перед посадкой Шестаков дважды пролетел вокруг статуи Свободы и "кусочка советской земли" - здания "Амторга". Члены экипажа вышли на крыло и приветствовали американцев. От имени американских летчиков экипаж встречал пилот # 1 Чарльз Линдберг. Газеты тогда писали: "Летчик, впервые перелетевший Атлантический океан, приветствовал людей, перелетевших первыми Великий океан".
Корреспондент "Балтимор сан" опросил многих соотечественников - выяснилось, что большинство высказалось за то, чтобы в честь такого события советский экипаж был приглашен в Вашингтон. Сенатор Тайдинг из Мэриленда заявил: "Советские летчики одержали большую победу. Но Государственный департамент, очевидно, полагает, что предоставление летчикам возможности увидеть Вашингтон равносильно признанию СССР. По-видимому, Госдепартамент боится, что "Страна Советов" собирается бомбардировать нашу столицу".
Спустя 75 лет мы снова можем отправить в США машину, равной которой нет ни в одной стране мира - гидросамолет Бе-200, созданный таганрогскими конструкторами и построенный иркутскими самолетостроителями. Почему бы российскому авиапрому не показать свое чудо всему миру?