0
1500
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

25.03.2005 00:00:00

Советская полярная авиация покорила Америку

Юрий Сальников

Об авторе: Юрий Петрович Сальников - кинорежиссер, автор фильмов по авиации и космонавтике.

Тэги: авиация, история, ант4


Немногим более 75 лет назад состоялся первый авиаперелет из СССР в США. Именно тогда АНТ-4 "Страна Советов" конструкции Андрея Туполева, ведомый командиром экипажа Семеном Шестаковым, морским летчиком Филиппом Болотовым, штурманом Борисом Стерлиговым и механиком Дмитрием Фуфаевым, покрыл расстояние 21 242 км из Москвы в Нью-Йорк за 141 час 45 минут. В том числе 8 тыс. км за 50 часов 30 минут летного времени над океаном. Это был гражданский вариант первого советского двухмоторного бомбардировщика ТБ-1, взлетный вес которого составлял 7775 кг, скорость - 198 км в час, дальность полета - 1350 км. Несколько машин, аналогичных "Стране Советов", в 1933 году было передано в распоряжение полярной авиации.

В эти годы АНТ-4 был новым словом в мировом самолетостроении. В газетах 75-летней давности очевидцы восторженно описывали прилет "Страны Советов" в США, состоявшийся восемью годами ранее знаменитых беспосадочных перелетов экипажей Чкалова и Громова в США через Северный полюс. 13 октября 1929 года на глазах нескольких тысяч американцев он благополучно "приводнился" на озере Вашингтон в Сиэтле.

ИСПЫТАНИЯ

В 1920-е годы советским летчикам приходилось летать на зарубежных самолетах с иностранными двигателями. Понимая потребность Военно-воздушных сил Красной армии в новом бомбардировщике большой грузоподъемности, было решено заказать его в Англии. Однако фирма потребовала за проектирование и постройку самолета сумму в полмиллиона золотом и установила срок - полтора года. Такие условия советское правительство принять категорически отказалось.

Тогда свои услуги предложил Андрей Туполев, в то время возглавлявший Опытное конструкторское бюро в ЦАГИ. За девять месяцев был спроектирован и построен первый отечественный моноплан из алюминия. И 25 ноября 1925 года летчик-испытатель Аполлинарий Томашевский выполнил свой первый полет на ТБ-1. Государственные испытания прошли успешно. Разработанная Туполевым технология серийного выпуска вышла в двух вариантах: военном и гражданском.

И тут опытный летчик Семен Шестаков, уже совершивший со своим механиком Дмитрием Фуфаевым сверхдальний перелет из Москвы в Токио, в 1925 году предложил лететь в Америку. Туполеву и начальнику ВВС РККА Петру Баранову идея понравилась.

Правительство предложение поддержало, и началась подготовка к перелету. Штурманом пригласили Бориса Стерлигова - ведущего специалиста НИИ ВВС, впоследствии ставшего главным штурманом ВВС. Именно он после стажировки на морских судах принес в авиацию термин "штурман". Ведь в те времена летчики летали, ориентируясь по видимым целям - ни радиолокаторов, ни радиоприводов не было. И лететь над океаном предстояло без ориентиров. Командиром подразделения морской авиации был назначен морской летчик Филипп Болотов.

ТРАНССИБИРСКИЙ МАРШРУТ

По просьбе Туполева штурман Стерлигов выработал три варианта маршрута перелета в США. Согласно первому лететь предполагалось через Северный полюс - 9,6 тыс. км. Но в то время самолета с такой дальностью еще не было. Знаменитые АНТ-25, на которых без посадки совершили полет в США экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова, появились только в 1934 году.

Второй вариант предполагал лететь через Атлантику - 13-14 тыс. км, а третий, транссибирский, - через Урал, Сибирь, Дальний Восток, Алеутские острова, Аляску в Сиэтл - столицу "Боинга". Весь маршрут - 17 тыс. км - можно было с учетом посадок на суше и в океане разбить на несколько тысячекилометровых отрезков. Надо сказать, что АНТ-4 мог пролететь без заправки 1200-1400 км. Серьезное опасение вызывали немецкие двигатели БМВ: их ресурс составлял всего 60 часов, а перелет должен был занять гораздо больше времени.

В результате утвердили последний маршрут. Целью перелета провозгласили наведение воздушного, политического и культурного "моста" между СССР и Соединенными Штатами. В случае благополучного исхода это должно было продемонстрировать достижения советской авиапромышленности, искусство пилотов и потенциал экономических возможностей межконтинентальной трассы.

В 1929 году между СССР и США еще не существовало дипломатических отношений, и интересы Советского Союза представляла торговая фирма "Амторг", которая согласовала с Госдепартаментом американскую часть маршрута. Туполевцы оборудовали железнодорожный вагон-мастерскую с запасными частями для срочного ремонта. Поскольку по всему маршруту не было ночных аэродромов, планировалось вылетать рано утром и садиться засветло.

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ

Первая попытка была предпринята 8 августа в два часа ночи с Центрального аэродрома им. Фрунзе. Поначалу все шло нормально, но на пути к Чите Шестаков принял ошибочное решение не останавливаться для заправки и до наступления темноты долететь до Читы. Однако за 80 км до посадки кончилось горючее, оба мотора заглохли. Самолет упал на деревья - только это и спасло экипаж.

Все переживали: что теперь будет? Станут судить или разрешат полететь на втором экземпляре АНТ-4? Первым экипаж встретил Шестаков: "Завтра с рассветом вылетаем на другой машине".

23 августа АНТ-4-дублер направился на восток. 1 сентября прибыли в Читу. В Хабаровске поменяли колесное шасси на гидропоплавки - трудоемкая операция продолжалась 10 суток. С Амура перелетели в Николаевск-на-Амуре и стали ждать погоду. Через семь лет в Николаевск-на-Амуре перелетит с острова Удд (теперь о. Чкалов) чкаловский экипаж, совершивший аварийную посадку из-за плохой погоды. Тогда, в 1936 году, они тоже переживали: осудит их Сталин или помилует? Сталин тогда решил, что летчики справились с трудностями и по праву должны быть удостоены звания Героев Советского Союза.

Первые летные испытания на поплавках АНТ-4 проходили на Черном море. Но там вода более плотная, чем амурская - речная. Самолет несколько раз разгонялся, но никак не мог оторваться.

Когда, наконец, АНТ-4 приводнился в бухте, отделенной от океана грядой рифов, оказалось, что это ловушка. Трое суток дул попутный ветер. Самолет не мог взлететь. Летчикам помог тайфун. Болотов взлетел, развернулся, и направление ветра стало попутным. 1115 км пролетели за 7 часов. Командир крейсера встретился с отважными русскими авиаторами и сказал, что в такую погоду без надобности он бы в море не вышел.

ТЕПЛАЯ ВСТРЕЧА

Следующий этап - до Ситки на Аляске. Борис Стерлигов вспоминал, что "когда осталось немного до Ситки, мотор забарахлил: упало давление масла. Высота над водой - 50-100 метров, скорость упала до 100 км в час. Мы всячески старались облегчить машину, сбрасывая все, что можно: часть груза, свое имущество, даже часть топлива. Мотор задымил и остановился. Внизу - штормящее море. Посадка - только с большим риском. Болотов стал искать бухточку и заметил ее возле водопада. Приводнился. Опять повезло...

Осмотр показал, что надо менять неисправный двигатель. А он в Сиэтле. Тогда решили обратиться к местному населению. Американцы встретили советский экипаж дружелюбно. Они уже знали из газет о перелете и помогли дать телеграмму в Сиэтл - мол, русским нужно доставить запасной мотор.

Наконец "Страна Советов" взлетела, направляясь в Сиэтл. Экипаж был измотан до предела. 13 октября 1929 года авиаторы увидели долгожданный, покрытый легкой дымкой город. Вскоре вокруг АНТ-4 выстроился кортеж из легких самолетов. У озера Вашингтон, на окраине города, состоялась торжественная встреча, которой так ждали и в то же время так боялись наши летчики.

Уже на следующий день военные пилоты и конструкторы "Боинга" тщательно осмотрели АНТ-4. Специально для них экипаж продемонстрировал машину в полете: всех поразили короткий и быстрый взлет, оригинальная конструкция - свободнонесущий моноплан с двумя (!) двигателями прямо на крыле. Таких самолетов у американцев тогда еще не было. Командир эскадрильи гидросамолетов капитан Прайс восторженно произнес: "Это хороший бомбовоз, мы такого не имеем".

С точки зрения американцев, почти ничего не знавших о Советском Союзе, событие казалось невероятным: СССР обогнал США в реализации оригинальных авиационных идей. Историки авиации отмечали, что в США начали строить самолеты по схеме АНТ-4 спустя примерно год со времени визита советских авиаторов - в 1930 году.

Экипаж побывал в Чикаго, Сан-Франциско, Солт-Лейк-Сити и Нью-Йорке. 1 ноября 1929 года состоялась самая масштабная встреча экипажа "Страны Советов" с американцами. Перед посадкой Шестаков дважды пролетел вокруг статуи Свободы и "кусочка советской земли" - здания "Амторга". Члены экипажа вышли на крыло и приветствовали американцев. От имени американских летчиков экипаж встречал пилот # 1 Чарльз Линдберг. Газеты тогда писали: "Летчик, впервые перелетевший Атлантический океан, приветствовал людей, перелетевших первыми Великий океан".

Корреспондент "Балтимор сан" опросил многих соотечественников - выяснилось, что большинство высказалось за то, чтобы в честь такого события советский экипаж был приглашен в Вашингтон. Сенатор Тайдинг из Мэриленда заявил: "Советские летчики одержали большую победу. Но Государственный департамент, очевидно, полагает, что предоставление летчикам возможности увидеть Вашингтон равносильно признанию СССР. По-видимому, Госдепартамент боится, что "Страна Советов" собирается бомбардировать нашу столицу".

Спустя 75 лет мы снова можем отправить в США машину, равной которой нет ни в одной стране мира - гидросамолет Бе-200, созданный таганрогскими конструкторами и построенный иркутскими самолетостроителями. Почему бы российскому авиапрому не показать свое чудо всему миру?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
588
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
513
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
617
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
437

Другие новости