В прошлом году в связи со 100-летним (21 февраля) об Алексее Косыгине вспоминали как о главе советского правительства, который больше, чем кто-либо за весь 75-летний период советской России - 16 лет, - занимал этот пост. Между тем, когда изучаешь биографию Косыгина по архивным источникам, зримо вырисовывается еще одна его роль, может быть, даже куда более значимая, чем в тот период, когда он был советским премьером. Впрочем, скорее всего безо всяких "может быть". Ибо летом-осенью 1941 года именно Косыгин отвечал за эвакуацию предприятий из западных областей СССР на восток страны. И в немалой степени именно благодаря ему была обеспечена главная по моральной силе духа победа наших войск - под Москвой.
К НЕМУ БЛАГОВОЛИЛ СТАЛИН, НО...
7 января 1939 года 34-летний Алексей Косыгин был назначен наркомом текстильной промышленности СССР. На тот момент еще одним молодым сталинским министром был только нарком ВМФ Николай Кузнецов, назначенный на эту должность в 35 лет. Конечно, отчасти такому назначению Косыгин обязан фактору "черного 1937 года". Но к нему благоволил и Сталин.
Можно найти достаточное количество весьма любопытных материалов, свидетельствующих о проявлении теплых чувств вождя к Алексею Косыгину. И одним из таких источников является письмо самого Сталина: "Товарищ Косыгин! Посылаются вам дары от господа бога, я исполнитель его воли. Надо бы послать больше, да в резерве нехватка. Обратите внимание на рыбу, называется белорыбица. Хорошая, говорят, рыба. Привет. Сталин". Позднее, когда в 1948 году над Косыгиным нависнет угроза ареста, Сталин не позволит этому осуществиться. Трудно сказать почему... Однако справедливо и то, что неординарных деловых качеств самому Косыгину было не занимать.
МАРШАЛ ТРУДОВОГО ФРОНТА
В июне 1941 года Косыгин был назначен заместителем председателя Совета по эвакуации при Совете народных комиссаров (СНК) СССР, а с октября 1941 года - уполномоченным ЦК ВКП(б) и СНК по проведению эвакуации наиболее важных предприятий из Москвы и Московской области. При этом он не был отправлен вместе с правительством в Куйбышев, а оставался в Кремле даже в то время, когда гитлеровцы вплотную подошли к столице.
Алексей Косыгин связывался с командованием фронтов, обкомами партии, выясняя, насколько реальна угроза захвата немцами тех или иных предприятий. После чего принимал нелегкие решения об эвакуации. То, что нельзя было вывезти, уничтожалось. Иной раз решения приходилось принимать прямо на месте. Так, в сентябре он выезжал в Харьков, чтобы осмотреть ряд предприятий, подготовленных к эвакуации. Затем на заседании Военного совета фронта высказал предложение вывезти на Урал танковый, турбинный и электромеханический заводы. И оно было принято.
После войны сам Алексей Косыгин так вспоминал о перебазировании производительных сил страны на восток: "Предприятия, подлежавшие эвакуации из прифронтовой полосы, продолжали выпуск продукции до последнего момента. Демонтаж оборудования и погрузка его в вагоны часто велись под артиллерийским обстрелом и бомбежками врага. Большие трудности были связаны с демонтажом и транспортировкой крупногабаритного оборудования, требующего огромного количества вагонов и паровозов. Одновременно надо было перевезти на восток миллионы людей, уезжавших со своими предприятиями, разместить их на новых местах, помочь устроиться..."
Если говорить языком цифр, то в восточные районы страны в течение июля-ноября 1941 года было перебазировано 1523 промышленных предприятия, из которых 1360 были крупными военными заводами. Из колхозов и совхозов удалось вывезти более 8,5 млн. голов скота, много зерна, продовольствия, семян, сельскохозяйственной техники.
Мировая история еще не знала таких огромных масштабов становления экономики и перемещения промышленности. Чтобы оценить и понять масштаб этой задачи, достаточно сказать, что перевозка только одного броневого стана из Мариупольского металлургического комбината потребовала свыше 200 вагонов. Причем через месяц это оборудование уже работало на Урале и выпускало боевую технику!
Удалось спасти не только материальные, но и культурные ценности. Были сохранены основные квалифицированные кадры специалистов и рабочих.
Но, к сожалению, спасти от врага удалось не все, особенно из Воронежа, Ростова, Новгорода, республик Прибалтики. Однако беспрецедентная в истории массовая эвакуация позволила быстро создать на Урале, в Сибири, Средней Азии мощную промышленность, которая дала очень и очень многое не только для первой крупной победы под Москвой, но и для последующих побед, вплоть до водружения над Берлином знамени.
Маршал Советского Союза Георгий Жуков расценил операцию по перебазированию заводов как равную "величайшим битвам Второй мировой войны". И в этом смысле Косыгин был, если можно так выразиться, "вторым Жуковым" в этой войне, "гражданским маршалом Победы". Сам Косыгин писал: "В работе по обеспечению фронта не было второстепенных участков. Каждое звено экономики было важно, от его успешной деятельности зависела слаженная работа всего военного хозяйства". 30 ноября он доложил Сталину и политбюро "о ходе эвакуации предприятий союзного и союзно-республиканского подчинения из Москвы и Московской области". Из столицы и Подмосковья было эвакуировано без малого 500 крупных предприятий.
Подвиг глубокого тыла в отечественной истории, в общем-то, не забывали. Но упор делается на то, что в декабре 1941 года советским народом была совершена вроде бы лишь одна очень важная победа, связанная с именем маршала Жукова, - победа под Москвой. Да, значение этой победы, вне всякого сомнения, неоспоримо. Но, наверное, столь же значимо надо оценить и еще одну, не менее важную победу, которая состоялась чуть ранее под знаменем трудового фронта, на котором одним из первых "полководцев" был Алексей Косыгин. Ведь именно она позволила создать материальную базу как для победы под Москвой, так и для полного разгрома оккупантов. Кстати, этот его "гражданский" вклад в битву был оценен уже в декабре 1941 года. В архиве семьи Косыгиных сохранился редкий снимок: Косыгин, один из двоих штатских, после награждения в большой группе военных рядом со "всероссийским старостой" Михаилом Калининым.
ОН ПРОЛОЖИЛ "ДОРОГУ ЖИЗНИ"
Косыгин был непосредственно причастен к прокладке "дороги жизни" в Ленинград по льду Ладожского озера. И это опять символично. Жуков в сентябре - начале октября 1941 года спас "город Ленина" (как тогда называли "город Петра") на полях сражений. Косыгин спасал Северную столицу СССР помощью тыла.
Его направили сюда в начале 1942 года. На то, чтобы вникнуть в суть всех проблем и спланировать их выполнение, Косыгину было дано чуть меньше недели. Именно он выдвинул идею о ледовой дороге ("дороге жизни", как ее потом назовут) через Ладожское озеро. Таким путем Косыгин предлагал осуществить из окруженного врагом города эвакуацию ленинградцев, вывезти промышленное оборудование, наладить снабжение людей продовольствием, оружием, боеприпасами. Можно представить, какие для этого требовались кропотливое планирование, сила воли и талант организатора. В частности, необходимо было произвести ремонт пригородной Ириновской железнодорожной ветки и сосредоточить весь имеющийся автотранспорт, пригодный для перевозки людей, на Борисова Грива, что в тридцати километрах от Ладожского озера.
Пожалуй, это было самый трудный период в военной биографии Косыгина. Он осознавал, что допущенная им ошибка может стоить жизни сотням тысяч людей. Однако другого решения спасения населения Ленинграда он не видел - это был тот самый единственный выход, когда ситуация уже кажется безвыходной. Всю ответственность за такое решение и весь груз организационных задач он взял на себя. Заручившись поддержкой командования фронтом, Алексей Косыгин докладывает план функционирования "дороги жизни" в Ставку Верховного главнокомандования и получает "добро" Сталина.
Дорога, в строительстве которой участвовало более 16 тыс. человек, стала главным проектом в жизни Косыгина. Конечно, погибло и умерло голодной смертью очень много людей. Но зато великий город был спасен.
В феврале 1942 года железнодорожное сообщение приступает к работе в круглосуточном режиме. Личный контроль Алексея Косыгина за работой по эвакуации и снабжению блокадного Ленинграда позволяет увеличить пропускную способность дороги с двух до шести составов за сутки. И зимой 1941-1942 годов по ледовой дороге было эвакуировано 550 тыс. ленинградцев, вывезено 70 крупных промышленных предприятий и свыше 70 тыс. единиц технологического оборудования, около 160 тыс. тонн черных и цветных металлов. Одновременно в обстановке высочайшей секретности Косыгин организовывает эвакуацию уникальной коллекции Эрмитажа.
Строительство трубопровода по дну Ладожского озера для поставки горючего в блокадный город - это тоже заслуга Косыгина. Все это дает право говорить об Алексее Косыгине как о человеке-легенде, с именем которого связаны судьбы миллионов людей, судьба экономического и культурного наследия сегодняшней России.
Позднее он будет награжден орденом боевого Красного Знамени. Эту награду Косыгин считал "самой честно заработанной". И это при том, что во времена правления Брежнева дважды Герой Социалистического Труда Алексей Косыгин скажет: "Сами себя награждаем, сами носим".