- Николай Максимович, нам стало известно, что планируются серьезные изменения в работе Комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести. В частности, лишение ее "президентского" статуса. Насколько это соответствует истине?
- Да, действительно, вследствие административной реформы, точнее, сокращения штатов в администрации главы государства комиссию планируют лишить "президентского" статуса.
- Что предполагается с ней теперь сделать?
- Комиссию предлагают передать под "опеку" Министерства обороны. Это, как вы понимаете, понизит статус органа с федерального до ведомственного. Как это будет выглядеть на деле, учитывая то, что в составе комиссии находятся представители доброго десятка различных министерств и ведомств, в том числе и федеральные законодатели, сказать сложно.
Против такого "перехода" выступают действующие члены комиссии, а это руководящие должностные лица федеральных государственных, исполнительных и законодательных органов. Среди них 15 депутатов Государственной Думы. И мы, группа депутатов, обратились с соответствующим письмом к премьер-министру Михаилу Фрадкову. В письме на имя главы кабинета министров мы отмечаем, что изменение статуса комиссии - это прежде всего принижение значимости самой проблемы. Ведь защита прав граждан, отстаивающих интересы государства, - задача особой важности. И ее выполнение требует принятия и реализации ответственных политических решений именно на высшем государственном уровне. В крайнем случае на общеправительственном уровне, но уж никак не на ведомственном.
Отмечу, что нашу позицию - о сохранении комиссии "президентского" статуса - поддержали профильные думские комитеты: по обороне и по безопасности. Уже запланировано обращение руководства Думы по данному вопросу непосредственно к президенту России.
- Почему комиссия изначально создавалась как "президентская"?
- Дело в том, что ее созданию предшествовало сотрудничество в рамках совместной Российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести, созданной еще в марте 1992 года. Впоследствии по аналогии с американской комиссией при президенте возникла Комиссия по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести при президенте России. Президентский статус и предоставленные в соответствии с ним полномочия стали главным условием эффективной работы комиссии. Этот статус чрезвычайно важен с точки зрения государственного подхода к решению проблемы выяснения судеб всех категорий граждан России, в разное время и при различных обстоятельствах пропавших без вести или погибших при защите интересов государства.
- Какие достижения работы комиссии за все время ее существования вы можете назвать?
- Только за период с 2001 по 2004 год комиссия установила судьбы более 660 российских и иностранных граждан. Из них около 140 военнопленных и заложников освобождены.
Удалось получить сведения о 450 тысячах советских и 29 тысячах американских военнослужащих, считавшихся пропавшими без вести в годы Второй мировой войны. Также собраны данные о 87 узниках, погибших в гитлеровских концлагерях, и о 370 наших соотечественниках, находившихся в немецком плену и возвращенных на Родину из Северной Африки. Удалось выявить места гибели около 200 советских и американских военнослужащих в Корее, свыше 150 погибших в инцидентах холодной войны и Афганистане. Было найдено восемь пропавших в Анголе авиаторов, пятеро из которых смогли возвратиться на Родину. Установлены судьбы более 3530 граждан России, пропавших без вести в Северо-Кавказском регионе в период с 1994 года, из них 2093 освобождены.