Коломнин С. Русский спецназ в Африке. - М.: "ЭКСМО" "Яуза", 2005. - 320 с.
Несмотря на столь громкое название, читатель не найдет на страницах этой книги описания эффектных боевых сцен, в ней отсутствует художественная выдумка. Перед нами - документальное повествование. Правда, до последней строчки.
Военный журналист, воин-интернационалист Сергей Коломнин рассказывает о советском "африканском спецназе", в состав которого входили отборные советские военнослужащие, в совершенстве владевшие своими боевыми профессиями и действовавшими начиная с середины 1960-х годов во многих регионах Черного континента, в том числе и в Анголе, находящейся в центре повествования. Свое задание наши ребята выполняли в обстановке строжайшей секретности. В их задачу входил не просто захват объектов на чужой земле, а овладение┘ целыми государствами. Конечно, не в плане установления физического контроля над территорией. Речь шла о распространении и закреплении влияния Москвы среди военного и политического руководства стран Африки. А это дорогого стоило: ведь она во второй половине ХХ века стала ареной ожесточенного противостояния двух сверхдержав - СССР и США.
Военнослужащие "африканского спецназа", находясь в тысячах километрах от Родины, встречались с огромными морально-психологическими и бытовыми трудностями. Близкие люди часто и не знали, что их сын, отец, муж выполняет особую миссию за рубежом. Жить, как правило, приходилось в палатках и землянках, испытывая серьезные бытовые неудобства: отсутствие воды, электричества, полноценного питания и медицинского обеспечения. Следовало приспосабливаться к непривычным климатическим условиям: жаре, низкой или, наоборот, слишком высокой влажности, обилию опасных для здоровья насекомых. Требовалось носить чужую форму...
Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Андрей Гречко на проводах советских летчиков в Египет в марте 1970 года предупреждал: "Имейте в виду, товарищи, если вас собьют за Суэцким каналом и вы попадете в плен, мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами". Многие, выполняя это указание, гибли, другие в критической ситуации пускали себе пулю в лоб. Но если в бессознательном состоянии все же и попадали в плен к противнику, то на допросах повторяли твердо заученную "легенду" о своей исключительно мирной профессии "гражданского" пилота, ремонтника или моряка.
Тысячи воинов "африканского спецназа" с честью выполнили свою миссию. Многие были удостоены боевых орденов и медалей. В том числе и посмертно. Но указы об их награждении тщетно искать в газетах и официальных сводках. А по возвращении домой с каждым проводился инструктаж о соблюдении режима секретности. Запрещалось разглашать сведения даже о самом нахождении в загранкомандировке.
Есть в книге и уникальные свидетельства тех, кто волей судьбы оказался в Анголе, так сказать, на свой страх и риск, без "официального прикрытия со стороны российского и ангольского правительств" в период после 1991 года.