Более 10 млн. тонн грузов перебрасывают ежегодно к местам назначения военные автомобилисты. На автомобильную технику (АТ) приходится от 50 до 80% перевозок Российской армии. Однако не секрет, что новые автомашины за последние 10-15 лет в ВС РФ поступали в очень малом количестве. При этом в отличие от бронетанковой техники модернизация АТ экономически нецелесообразна.
Как заявил "НВО" начальник Центрального автомобильно-дорожного управления (ЦАДУ) Минобороны РФ генерал-майор Федор Алексаков, полностью армия перейдет на новую автотехнику типа "Камаз" и "Урал" к 2016 году, то есть в ближайшие 10 лет. Это предусмотрено проектом Государственной программы вооружения до 2015 года. Вместе с тем генерал добавил, что "бюджет на следующий год на закупку вооружения и военной техники увеличен не так, как мы хотели, в 2-3 раза, а всего на 15%". По словам Федора Алексакова, сошедшие с конвейера машины получат в основном части и соединения постоянной боевой готовности, где 90% автотранспорта находится в состоянии полной технической исправности.
Начальник ЦАДУ упомянул 22-ю автомобильную бригаду Московского военного округа, которой в 2006 году должны передать порядка 300 новых автомобилей, что составит 50% всей техники соединения. Генерал-майор Алексаков подчеркнул, что формирование нового парка АТ Минобороны будет осуществляться на основе "Мустанга" Камского автомобильного завода и "Мотовоза" Уральского автомобильного завода. Сейчас ведется работа по дальнейшей унификации машин "Камаз" и "Урал" на основе применения единых агрегатов и узлов. Это позволит значительно снизить затраты военного ведомства на эксплуатацию.
Кроме того, с 2005 года Главное автобронетанковое управление МО РФ приступило к опытному перевооружению двух частей Приволжско-Уральского военного округа однотипными автомобилями. К 1 января 2006 года полк связи ПрУрВО будет полностью оснащен "КамАЗами", а мотострелковый полк - "Уралами". Впоследствии таким же образом ежегодно станут получать АТ по два-три полка постоянной боевой готовности.
Опыт учений и контртеррористической операции на Северном Кавказе, отметил Федор Алексаков, показал, что "Камаз" как грузовик успешно использовался для перевозки материальных средств в звене "фронт-армия", то есть по дорогам улучшенной проходимости. А подвоз на уровне войскового тыла (дивизия, полк, батальон) будет осуществляться на "Уралах", то есть машинах повышенной проходимости.
Начальник ЦАДУ считает, что легкий высокопроходимый двухмостовый автомобиль "ГАЗ-66" себя уже изжил, он снят с вооружения ВС РФ. То же самое произошло с большегрузными "Кразами". Сейчас, говорит Федор Алексаков, их могут заменить модели, предложенные и Уральским, и Камским автозаводами. В стремлении к однотипности, считает генерал, есть рациональное зерно: "Это облегчает восстановление техники. Ведь лучше иметь серию из одних "КамАЗов" в полку, чем двадцать марок машин, на которые, как известно, запчасти найти труднее, возникают проблемы с ремонтом и т.п."
Федор Алексаков также отмечает, что у армии сейчас все больше проблем с эксплуатацией "УАЗов". Они устарели и морально, и физически. В тоже время руководство Минобороны вполне устраивают "Волги-31". Правда, через 3-4 года на них установят отечественные дизельные двигатели.