Социология Великой Победы. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. - 494 с.
Эта фундаментальная научная работа подготовлена Институтом социально-политических исследований РАН совместно с социологическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Она является первой отечественной монографией, посвященной социологическому анализу причин и условий Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Авторы - ведущие российские ученые, социологи и историки - ведут поиск ответов на чрезвычайно актуальный с позиций сегодняшнего дня вопрос: что помогло гражданам СССР выстоять в годы суровых испытаний и лишений, сохранить свои лучшие духовные качества, не утратить веру в светлые идеалы, в то, что гитлеровская Германия и ее сателлиты будут в конце концов разгромлены.
В представленной книге исторические события Великой Отечественной впервые рассмотрены сквозь призму социологического анализа. Это попытка увидеть войну не только с точки зрения военно-стратегической, военно-политической, духовно-идеологической или экономической - недостатка в исследованиях подобного рода нет. Это желание увидеть "внутреннюю" сторону событий великой трагедии и Великой Победы - сторону, связанную с функционированием не "винтиков" огромного государственного механизма и не "оловянных солдатиков", а что гораздо важнее - с деятельностью реальных людей, представителей различных социальных групп и слоев советского общества, с их нуждами и чаяниями, устремлениями и надеждами.
В десяти главах монографии изложен весьма широкий спектр проблем: социально-политическое и гуманитарное значение Победы 1945 года; по материалам фронтовых писем исследуются жизненные ценности наших бойцов; анализируется роль и значение духовного фактора в этой войне; на основе статистических сведений даются основные социально-демографические характеристики как полководцев и флотоводцев Великой Отечественной, так и обобщенный социальный портрет советского воина-победителя; рассмотрены особенности социальной структуры и тенденций развития советского общества военного времени; отмечены особенности реализации государственной социальной политики; поколение победителей показано в качестве своего рода социального и социально-психологического феномена; проанализированы причины и масштабы массового партизанского движения на оккупированных территориях Советского Союза; представлены основные направления и результаты социологических исследований, проводившихся в армиях союзников СССР по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны.
По всем вышеперечисленным вопросам авторским коллективом предлагаются научно выверенные и глубоко аргументированные заключения и выводы.
В приложении помещен перечень приоритетных направлений социологических исследований событий Великой Отечественной войны, приводятся результаты мониторинга современного общественного мнения россиян об отношении к ветеранам войны, сведения об общественных объединениях и ветеранских организациях, действующих на территории России и стран СНГ.
Интерес к событиям Великой Отечественной войны не ослабевает, так же как не ослабевают попытки пересмотреть ее итоги, навязав общественному мнению оценки, далекие от исторической правды. Данный труд - это еще один важный шаг на пути объективного научного анализа причин и последствий Великой Победы нашего многонационального народа.
Выход книги можно рассматривать в качестве перспективного направления в изучении новейшей истории Отечества, направления, связанного с анализом исторических данных с целью получения социологических обобщений, вскрытия важных тенденций развития и изменения советского и российского общества. Кстати, хотя работа носит характер научной монографии, язык изложения материала будет доступен и понятен не только представителям научной общественности, но и массовому читателю, всем, кто проявляет живой интерес к событиям прошлого нашей Родины.
В заключение остается только выразить сожаление, что крошечный тираж (1 тыс. экз.) предопределил "Социологии Великой Победы" судьбу библиографической редкости.