0
6385
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

10.02.2006 00:00:00

Модели военного управления: англо-саксонский или прусский путь?

Александр Савельев

Об авторе: Александр Григорьевич Савельев - доктор политических наук, действительный член АВН.

Тэги: печуров, англосаксонская модель управления в военной сфере


Печуров С.Л. Англо-саксонская модель управления в военной сфере: история и современность. - М.: КомКнига, 2005, 232 с.

Труд доктора военных наук Сергея Печурова посвящен анализу мирового опыта стратегического управления. Автор изучил и обобщил ход военного строительства в ряде западных государств, прежде всего в США, рассмотрев как исторические аспекты развития англо-саксонской (децентрализованной) модели стратегического управления, так и пути ее совершенствования.

Значительное место в книге отводится современному периоду, характеризующемуся стремлением к созданию войск нового облика - "объединенных вооруженных сил", включая "объединенные оперативные формирования", которые бы в наибольшей степени отвечали новым требованиям к обеспечению безопасности. На примере участия ВС США в последних вооруженных конфликтах автор анализирует основные успехи и неудачи в достижении этих целей. Рассмотрены и вопросы особенностей разработки нормативной базы осуществления военных реформ в США. Особый интерес представляет освещение "рамсфелдовских реформ" по модернизации системы разработки военного бюджета и оптимизации процесса закупок вооружений и военной техники.

На базе анализа процессов трансформации системы управления ВС США и других стран Сергей Печуров делает несколько серьезных выводов. Главным из них является то, что без усиления централизации военного управления невозможно эффективно реформировать ВС. Военно-политическое руководство стран с англо-саксонской моделью инициировало процессы усиления централизации и сделало неизбежным полный или частичный отказ от этой модели в перспективе.

Разумеется, все это не означает, что США и другие "англо-саксонские" государства могут полностью или даже в значительной мере отвергнуть накопленный ими опыт военного управления и принять прусскую, или "генштабовскую", модель. Тем не менее автор считает, что в перспективе в этих странах должна быть создана какая-то "объединяющая" структура оперативного руководства вооруженными силами. И не исключено, что эта структура может носить многие черты существующих в России и ряде других стран генеральных штабов. Из этого следует другой немаловажный вывод о том, что в обозримом будущем следует ожидать усиления процесса своеобразного слияния двух во многом конкурирующих моделей военного управления.

Автор обоснованно делает заключение о том, что и для России можно извлечь определенные уроки из западного опыта в сфере военного управления. Например, для нашей страны заслуживает внимания "западная" система жесткого разделения ветвей руководства вооруженными силами - административного и оперативного (оперативно-стратегического). Но при этом в ходе реформирования должны быть исключены идеи коренной ломки функций и структур Генштаба, не говоря уже о предложениях об упразднении этого важнейшего органа и переходе на англо-саксонскую модель.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
656
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
562
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
482
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
633

Другие новости