Печуров С.Л. Англо-саксонская модель управления в военной сфере: история и современность. - М.: КомКнига, 2005, 232 с.
Труд доктора военных наук Сергея Печурова посвящен анализу мирового опыта стратегического управления. Автор изучил и обобщил ход военного строительства в ряде западных государств, прежде всего в США, рассмотрев как исторические аспекты развития англо-саксонской (децентрализованной) модели стратегического управления, так и пути ее совершенствования.
Значительное место в книге отводится современному периоду, характеризующемуся стремлением к созданию войск нового облика - "объединенных вооруженных сил", включая "объединенные оперативные формирования", которые бы в наибольшей степени отвечали новым требованиям к обеспечению безопасности. На примере участия ВС США в последних вооруженных конфликтах автор анализирует основные успехи и неудачи в достижении этих целей. Рассмотрены и вопросы особенностей разработки нормативной базы осуществления военных реформ в США. Особый интерес представляет освещение "рамсфелдовских реформ" по модернизации системы разработки военного бюджета и оптимизации процесса закупок вооружений и военной техники.
На базе анализа процессов трансформации системы управления ВС США и других стран Сергей Печуров делает несколько серьезных выводов. Главным из них является то, что без усиления централизации военного управления невозможно эффективно реформировать ВС. Военно-политическое руководство стран с англо-саксонской моделью инициировало процессы усиления централизации и сделало неизбежным полный или частичный отказ от этой модели в перспективе.
Разумеется, все это не означает, что США и другие "англо-саксонские" государства могут полностью или даже в значительной мере отвергнуть накопленный ими опыт военного управления и принять прусскую, или "генштабовскую", модель. Тем не менее автор считает, что в перспективе в этих странах должна быть создана какая-то "объединяющая" структура оперативного руководства вооруженными силами. И не исключено, что эта структура может носить многие черты существующих в России и ряде других стран генеральных штабов. Из этого следует другой немаловажный вывод о том, что в обозримом будущем следует ожидать усиления процесса своеобразного слияния двух во многом конкурирующих моделей военного управления.
Автор обоснованно делает заключение о том, что и для России можно извлечь определенные уроки из западного опыта в сфере военного управления. Например, для нашей страны заслуживает внимания "западная" система жесткого разделения ветвей руководства вооруженными силами - административного и оперативного (оперативно-стратегического). Но при этом в ходе реформирования должны быть исключены идеи коренной ломки функций и структур Генштаба, не говоря уже о предложениях об упразднении этого важнейшего органа и переходе на англо-саксонскую модель.