0
6172
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

10.02.2006 00:00:00

Модели военного управления: англо-саксонский или прусский путь?

Александр Савельев

Об авторе: Александр Григорьевич Савельев - доктор политических наук, действительный член АВН.

Тэги: печуров, англосаксонская модель управления в военной сфере


Печуров С.Л. Англо-саксонская модель управления в военной сфере: история и современность. - М.: КомКнига, 2005, 232 с.

Труд доктора военных наук Сергея Печурова посвящен анализу мирового опыта стратегического управления. Автор изучил и обобщил ход военного строительства в ряде западных государств, прежде всего в США, рассмотрев как исторические аспекты развития англо-саксонской (децентрализованной) модели стратегического управления, так и пути ее совершенствования.

Значительное место в книге отводится современному периоду, характеризующемуся стремлением к созданию войск нового облика - "объединенных вооруженных сил", включая "объединенные оперативные формирования", которые бы в наибольшей степени отвечали новым требованиям к обеспечению безопасности. На примере участия ВС США в последних вооруженных конфликтах автор анализирует основные успехи и неудачи в достижении этих целей. Рассмотрены и вопросы особенностей разработки нормативной базы осуществления военных реформ в США. Особый интерес представляет освещение "рамсфелдовских реформ" по модернизации системы разработки военного бюджета и оптимизации процесса закупок вооружений и военной техники.

На базе анализа процессов трансформации системы управления ВС США и других стран Сергей Печуров делает несколько серьезных выводов. Главным из них является то, что без усиления централизации военного управления невозможно эффективно реформировать ВС. Военно-политическое руководство стран с англо-саксонской моделью инициировало процессы усиления централизации и сделало неизбежным полный или частичный отказ от этой модели в перспективе.

Разумеется, все это не означает, что США и другие "англо-саксонские" государства могут полностью или даже в значительной мере отвергнуть накопленный ими опыт военного управления и принять прусскую, или "генштабовскую", модель. Тем не менее автор считает, что в перспективе в этих странах должна быть создана какая-то "объединяющая" структура оперативного руководства вооруженными силами. И не исключено, что эта структура может носить многие черты существующих в России и ряде других стран генеральных штабов. Из этого следует другой немаловажный вывод о том, что в обозримом будущем следует ожидать усиления процесса своеобразного слияния двух во многом конкурирующих моделей военного управления.

Автор обоснованно делает заключение о том, что и для России можно извлечь определенные уроки из западного опыта в сфере военного управления. Например, для нашей страны заслуживает внимания "западная" система жесткого разделения ветвей руководства вооруженными силами - административного и оперативного (оперативно-стратегического). Но при этом в ходе реформирования должны быть исключены идеи коренной ломки функций и структур Генштаба, не говоря уже о предложениях об упразднении этого важнейшего органа и переходе на англо-саксонскую модель.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
179
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
306
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
420
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
320

Другие новости