В 1997 году федеральным законом была установлено: военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, по медицинским показаниям ежегодно предоставляются путевки в лечебно-оздоровительные учреждения, а если путевок нет – выплачивается денежная компенсация в размере их стоимости.
Однако в войсках, где служили участники боевых действий, об этом законе мало кто знал. А если и знали, то вопрос о порядке и, главное, о сумме выплаты намертво повисал в воздухе – военные финансисты растерянно разводили руками. Дело в том, что закон вроде бы приняли, однако, как это зачастую бывает, механизм его реализации отсутствовал напрочь. Путевок никогда не было, статья расходов – не определена. В результате положенные участникам боевых действий деньги до войск так и не дошли. Впоследствии в частях «ходила» десяток раз переснятая ксерокопия письма Главного военно-медицинского управления Минобороны, где сообщалась средняя стоимость путевок (а значит, и сумма компенсации) за 1997–2000 годы. Возможно, что кто-то где-то и смог реализовать свое право на получение компенсации, но не в отдаленных гарнизонах.
Наконец, в 2000 году было издано постановление правительства РФ № 160, а впоследствии и приказ Минобороны РФ № 355, устанавливающие порядок и правила получения денежной компенсации за неиспользованные путевки в лечебно-оздоровительные учреждения, а также указавшие, что сумму компенсации ежегодно определяет Главное военно-медицинское управление МО. Была названа и статья расходов. В первом квартале 2001 года подавляющее большинство участников боевых действий получили, наконец, денежную компенсацию за 2000 год в сумме 5199 рублей 90 копеек (интересно, потянула ли такая потрясающая точность расчетов на диссертационное исследование?!). Однако на этом все и закончилось. Уже в 2001 году про постановление правительства РФ № 160 забыли и деньги под него не выделяли, а затем его действие в части выплаты денежной компенсации трижды – в 2002, 2003 и 2004 годах – и вовсе приостанавливалось, для чего издавались специальные постановления правительства.
В результате военнослужащие, имеющие право на денежную компенсацию, не получившие в 2001–2004 годах более 24 тыс. рублей, стали обращаться в суды. Но не тут-то было! Сначала, в 2002–2004 годах, следовали отказы в исках на том основании, что действие постановления правительства приостановлено. Хотя действие закона 1997 года, имеющее большую юридическую силу, никто не приостанавливал, а суды обязаны в таких случаях принимать решение на основании закона (статья 11 ГПК РФ). Потом, когда приостановления прекратились, суды стали отказывать в связи с пропуском исковой давности на обращения в суд! Доводы о том, что приостановление действия постановления правительства РФ автоматически приостанавливает и течение срока исковой давности (статья 202 ГК РФ), во внимание не принимались. Однако если срок на обращение еще не был пропущен, все же происходило взыскание невыплаченной компенсации. До недавнего времени.
Видимо, взыскиваемые суммы все-таки достигли некоего критичного уровня, а потому суды первой и кассационной инстанции стали выносить решения об отказе в удовлетворении исков. На этот раз обоснование заключается в том, что военнослужащие... несвоевременно подавали рапорта с просьбой выплатить им причитающиеся деньги!
Надо признать, что подавляющее большинство участников боевых действий действительно давно махнуло рукой на все эти рапорта-справки. Во-первых, потому что правительство РФ, неоднократно приостанавливая выплату, за эти годы. Во-вторых, эти парни не доки в бумаготворчестве. Да и толку от него нет – деньги-то все равно не платят!
Цитирую решение суда (имеющее, между прочим, силу закона): «В случае обращения с рапортом позднее установленного срока – данное право (на получение денежной компенсации. – С.Ч.) утрачивается, переносу не подлежит, денежные средства за истекшие годы не суммируются и к задолженностям военнослужащих не относятся». То есть была задолженность в 24 с лишним тысячи, а теперь ее уже и нет.
Здесь необходимо пояснить: ни одним из перечисленных выше нормативных правовых актов каких-либо пресекательных сроков подачи военнослужащим рапорта не установлено. В законе, имеющем высшую юридическую силу, об обязанности подавать рапорт вообще не упоминается. Право военнослужащих, возникшее на основании закона (ст. 8 ГК РФ), может быть прекращено также только на основании закона.
Не сомневаюсь: рано или поздно такие решения будут отменены вышестоящими судами, поскольку они не имеют ничего общего с законом. Но! К тому времени будет решена главная задача. Военнослужащие, узнавшие об «отрицательной» судебной практике по этому вопросу, перестанут обращаться с исками, и в очередной раз простят государству долги.