Недавно на закрытом режимном аэродроме Летного испытательного института им. М.М. Громова имело место на первый взгляд довольно странное событие. Группа людей, вооружившись бензопилами, попыталась срезать обшивку (кстати, очень прочную, сделанную из титана) на двигателях всемирно известного достижения советского авиапрома – сверхзвукового пассажирского воздушного корабля Ту-144. Работали бы они себе да работали, но тут от борта № 77115 посыпались искры (между прочим, в баках авиалайнера находилось неслитое горючее), и охрана спохватилась: ведь рядом стояли десятки других самолетов. «Расчленители» были задержаны и выдворены за пределы аэродрома.
Однако это не конец, а только начало истории. Потому что схваченные и изгнанные граждане оказались вовсе не террористами или ворами. Как ни удивительно, они пытались отрезать заднюю часть фюзеляжа крылатой машины, выполняя распоряжение ее хозяев. Вдобавок позже выяснилось, что последним принадлежит не только пострадавший Ту-144, но и второй такой же самолет под номером 77144, разместившейся на той же стоянке неподалеку.
Владелец этих двух авиалайнеров – некая негосударственная структура по переработке вторсырья. Несмотря на то что первая ее попытка разделать машины не увенчалась успехом, она продолжает настаивать на своих правах и требует предоставить возможность превратить оба Ту-144 в груду цветного металлолома.
Именно этой теме была посвящена значительная часть пресс-конференции, которая состоялась в городе Жуковском, носящем статус столицы отечественного авиапрома. Организаторами мероприятия выступили городская администрация, руководители Ассоциации летчиков-испытателей Жуковского и Общественной благотворительной организации Героев Советского Союза и Героев Российской федерации, «Клуб Героев г. Жуковского». На пресс-конференции отмечалось, что после происшествия на стоянке ЛИИ именно общественность прежде всего озаботилась проблемой сохранения Ту-144.
На защиту самолетов встали депутаты Государственной Думы и парламентарии Московской области. Были направлены обращения в адрес правительства Подмосковья, его губернатора. Суть этих посланий заключалась в двух составляющих: спасти гордость российских авиастроителей от варварского уничтожения и найти деньги для выкупа самолетов у бизнесменов, пытающихся уничтожить замечательные воздушные суда.
В качестве примера в обращениях приводился весьма знаменательный факт: третий самолет Ту-144, из числа оставшихся в России, был куплен частным лицом из Германии и установлен на пьедестале в немецком городе Зинсхайн в качестве памятника.
Администрация Подмосковья приняла решение приостановить уничтожение Ту-144 и из своего резервного фонда выделила деньги на приобретение одного из них – того самого, что чуть не окончил свое существование под бензопилами (цена – 10 млн. рублей). Хочется надеяться, что и второй самолет также не сгинет без следа, а обретет новых владельцев.
Жуковская администрация и «Клуб Героев г. Жуковского», после того, как с коммерсантами будет произведен полный финансовый расчет, планируют проведение общественной акции по увековечению Ту-144, превращению авиалайнера в объект национального достояния. Выдвигается идея создания в городе «Мемориала славы авиации России в г. Жуковском», где выкупленный самолет займет одно из центральных мест.