0
6027
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

11.08.2006 00:00:00

Пропавший дирижабль

Вадим Кулинченко

Об авторе: Вадим Тимофеевич Кулинченко - капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: коровин, дирижабль, гарин


Научно-фантастические романы Алексея Толстого «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», несомненно, хорошо знакомы большинству читателей «НВО». Но, уверен, мало кто из них знает, что в образы героев своих произведений – инженеров Лося, Гарина, профессора Манцева – писатель вложил черты реального человека, своего друга инженера Ивана Коровина (1870–1917).

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ

Полетом к Луне он интересовался с детства, мечтая построить башню в 40 тыс. верст высоты, сделать гигантскую катапульту и еще что-нибудь подобное. Отец Ивана, Федор Коровин, один из богатейших купцов Москвы, так и не сумел воспитать из него наследника своего дела, сын пошел по инженерной линии.

Закончив во Франции знаменитый Политехнический институт, Иван вернулся в Россию и занялся металлургией. Идей у него хватало, а промышленности требовались новые сплавы как для мирных, так и военных целей. Он разработал «вязкую броню Коровина» (стволы из его пушечной стали выдерживали втрое больше выстрелов, чем прежние), внедрял в практику дюраль и титан, серебро и золото как промышленные металлы новой отрасли – электротехники.

Но не была забыта и давняя мечта – создать «эфироплавающий аппарат» для полета на Луну («мировым эфиром» тогда считался космос. – В.К.). После смерти отца Иван Коровин ликвидировал отцовское дело. Разместил, согласно собственной экономической теории, состояние не только в российских, но и во французских, английских и американских банках. И целиком посвятил жизнь созданию аппарата, способного достичь спутника Земли.

Реактивный двигатель он отверг сразу. «Ваши расчеты убеждают, что это не двигатель, а мот, обжора, самоед! Девять десятых веса снаряда отдавать топливу? А ведь еще желательно было бы и вернуться с Луны! Нет, ваш металлический аэростат привлекает меня куда больше!» – пишет Коровин Константину Циолковскому в 1903 году.

Но вскоре он разочаровывается и в межпланетном дирижабле, оболочка которого наполнялась горячим межпланетным эфиром. Им овладевает другая идея – магнитная сила, способная обеспечить скорость. А скорость распространения электромагнитных волн идеально соответствует межпланетным расстояниям. Электромагнитные волны надо поймать и заставить дуть в свои паруса! Вопрос лишь в корпусе корабля и в парусине. Над входом в частную лабораторию Коровина появился символический атрибут – два кольцеобразных магнита на деревянном стержне, повернутые друг к другу одноименными полюсами.

«Вот она, победа над силою притяжения Земли! Беда только, что мы очень плохо знакомы с магнитной энергией. Считать, что существуют только два полюса, – все равно, что считать, будто в мире всего два цвета: черный и белый. Ничего удивительного, мы лишь на пороге великих открытий┘» – говорится в письме Коровина Циолковскому, датированном мартом 1907 года.

Иван Федорович увлечен новым проектом. Все средства идут на отыскание многополюсных магнитов. Одновременно Коровин проводит геомагнитные исследования по всей Земле, включая побережье Антарктиды (частично он финансировал экспедицию Скотта), будучи уверенным, что, кроме магнитных Северного и Южного магнитных полюсов, существуют и другие. Одновременно велись и работы по поиску и созданию металла для будущего межпланетного корабля. С 1908 по 1916 год Коровин отправляет экспедиции на Камчатку, чтобы из гейзерных солей извлечь новые, еще неизвестные металлы. Более того, близ вулкана Толбачик он строит рудник.

По теории Коровина, именно земные магнитные полюса способны притягивать или отталкивать аппараты, созданные из многополюсных магнитов. Похоже, что один из таких полюсов он нашел в Воронежской губернии под уездным городом Острогожском, где купил хутор Степной.

На хуторе одновременно возводятся и прекрасный особняк (Коровин любил и ценил комфорт), и цех для создания аппарата, где ставится электрическая печь для плавления руды, привезенной с камчатского рудника. Ветровые энергетические установки оригинальной конструкции вырабатывали электроэнергию, которой хватало для экспериментальных работ. К имению была проложена железнодорожная колея, по которой доставлялись грузы. Трудились у Коровина высококвалифицированные петербургские и уральские мастера, которые получали огромные по тем временам деньги в 200–250 рублей в месяц.

Началась Первая мировая война, цех стал выполнять и правительственные заказы, но постройка летательного аппарата продолжалась. Февральская революция заставляет ускорить и без того невероятный темп работ.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ЖУРНАЛИСТА ДРАГУНОВА

В августе 1917 года аппарат был построен. Коровин отправляется на нем в свой первый и последний полет. Вот как описал это событие воронежский журналист Драгунов («Провинциальные ведомости» от 10 августа 1917 года).

«В поместье «Степное»... приехали друзья и единомышленники господина Коровина, журналисты, инженеры, среди них известнейший писатель граф Алексей Толстой┘ Г-н Коровин объясняет устройство своего аппарата. Похожий на небольшой дирижабль, он выполнен, однако, целиком из металла, секрет которого г-н Коровин собирается вскоре передать новому российскому государству на безвозмездных условиях. Металл этот является магнитным, но отталкивается и притягивается к самым разнообразным предметам и даже к пустоте, которая, по словам г-на Коровина, сама является особого рода магнитом. Управляя магнитными рулями и парусами, можно заставить аппарат двигаться в нужном направлении – вверх, вниз, в любую из сторон света, при этом не требуется ни угля, ни дров, ни бензина! Аппарат подобен паруснику, для которого всегда есть попутный ветер. Идею аппарата ему подсказал его давнишний друг, господин Циолковский┘

Внутри аппарата расположена кабина для пассажира. Размером с комфортабельное купе, она содержит все, что может понадобиться эфирному путешественнику: абсолютно прозрачное окно-иллюминатор, электрическую лампу, кресло-кровать, бювар с письменными принадлежностями..., средства гигиены, запас еды и питья и, что главное, воздуха на две недели... Кабина совершенно защищена и от лютых морозов, и от адской жары, которые царят в небесах одновременно!

Солнце садится за горизонт, но странно – аппарат продолжает светиться! Таково свойство металла, объясняет г-н Коровин, реагировать излучением на окружающие магнитные поля. Сейчас он отправится в пробный полет. Подняться он намеривается на небывалую высоту – сто верст, после чего вернется на Землю. «Аппарат требует доработки, и потому к Луне я отправлюсь позже, возможно, в конце осени», – обещает изобретатель...

Он заходит в кабинку, долго запирает дверь изнутри. Устроена дверь наподобие люка подводного судна и плотно прижата к поверхности. Вдруг совершенно бесшумно аппарат поднимается в воздух. Вот он уже на высоте десяти саженей, двадцати, ста┘. Мы все дружно кричим «ура» в честь первопроходца эфира!...

Тем временем аппарат продолжает набирать высоту. Через четверть часа он становится крохотным пятнышком. Наблюдение ведется через зрительные трубы, заблаговременно поставленные на штативы, и в бинокли. По полевому телефону мы связываемся с ассистентом г-на Коровина, который находится в пяти верстах от нас. Он и другой ассистент, находящийся на террасе усадьбы, сверяют данные и, проводя специальные вычисления, сообщают, что аппарат достиг высоты в пятнадцать верст! Мировой рекорд!

Но это только начало, подъем не закончен... Я смотрю в полевой бинокль, вижу крохотный размытый диск и более ничего. Граф Толстой любезно уступает мне место у зрительной трубы со стократным увеличением. Я узнаю знакомые очертания аппарата, мне кажется, что в круглый иллюминатор видно лицо г-на Коровина. Вероятно, это обман зрения – по данным ассистента, высота подъема превысила сорок верст. Признаюсь, была откупорена бутылочка-другая шампанского – слишком важен успех! Высота в сто верст достигнута! А наш российский Икар забирается выше и выше. Наконец, к полуночи он поднимается настолько высоко, что даже зрительная труба бессильна отыскать его в звездном небе.

Мы ждем.
Мы ждем до утра.
Мы продолжаем ждать – и надеяться┘»

Увы, возвращение аппарата и конструктора не состоялось. Что случилось, остается тайной. Некоторые считали, что это была гигантская мистификация: Коровин построил пусть и необыкновенный, но все-таки атмосферный дирижабль, воплотив идею Циолковского «о цельнометаллическом управляемом аэростате», а высота подъема наверняка была завышена ассистентами.

Поиски аппарата Коровина велись в Воронежской и всех прилегающих губерниях. Но хотя и было объявлено солидное вознаграждение, никаких следов не было обнаружено.

Скорее всего, Иван Коровин в этом полете преследовал какие-то известные только ему цели. Иначе зачем понадобился такой запас в пробный полет? Но в ходе его случилось что-то непредвиденное, аппарат упал и разбился в каком-нибудь безлюдном месте (или, не исключено, был сбит над линией фронта, где был принят за вражеский дирижабль). Возможно, он и сейчас покоится на дне одного из океанов или морей┘.

Как бы то ни было, исчезновение Ивана Коровина и его оригинального аппарата – одна из неразгаданных тайн ХХ века. Автору же этих строк кажется, что идея с электромагнитной энергией весьма перспективна┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1435
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1638
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1742
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4048

Другие новости