0
3484
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

08.09.2006 00:00:00

Прыжок на Итуруп

Евгений Матвеев

Об авторе: Евгений Николаевич Матвеев - военно-технический эксперт.

Тэги: ми24, итуруп


Двадцать лет назад мне посчастливилось участвовать в беспрецедентной операции. Задача стояла двумя вертолетными группами магдагачинского и среднебельского полков из состава отдельной десантно-штурмовой бригады (Магдагачи, Амурская область) перебазироваться на о. Итуруп и отработать действия по выброске десантов (десантники летели на самолете Ан-12), захвату аэродрома и т.п. Нужно было подтвердить, что подобные «прыжки» вертолетных групп на 1500 км и более в принципе возможны.

ПОДГОТОВКА

Начиналось все как обычно: давай вертолеты, а экипажей нет (из 48 бортовых техников на Ми-24 по списку только 6 из них, 2 – в отпуске, остальные 21 – в Афгане, 14 – уехали на замену ГСВГ и 7 – «молодняк», только что пришли). Группу собирали по крупицам: часть из магдагачинского транспортного вертолетного полка, часть из среднебельского боевого вертолетного полка и остатки из белогорской отдельной вертолетной эскадрильи.

Чтобы каким-то образом передать дух того времени, просто приведу записи из старой рабочей тетради после завершения очередных полетов.

«Недостатки по СНО: пожарная машина – нет пены, аэродромный подвижный агрегат – без тормозов, топливозаправщики – грязны, воздухозаправщика – нет, боеприпасы вывезли с опозданием, рулежки грязные┘

Недостатки по АТ: Ми-24 № 04 – колебания давления масла в двигателе (до 2 кг/см2), № 06 – «раздело» стабилизатор, № 14 – повышенная вибрация левого двигателя, № 16 – неуборка шасси, Ми-8Т № 54 – малы обороты НВ (93%), № 60 – отказ гидросистемы, несброс АБ, № 62 – на пленке нет параметра крена, № 67 – не запускается правый двигатель┘»

Конечно, отказы устранили, личный состав распределили и проинструктировали, пополнили техаптечки, чем могли, оформили документы.

ПЕРЕЛЕТ

Начинался, прямо скажем, не совсем удачно. Уже в ходе предполетных указаний, когда все было готово, доложили, что у одного из вертолетов Ми-24 разрушился гибкий валик привода регулятора оборотов свободной турбины двигателя ТВ3-117. Больше подготовленных «двадцатьчетверок» не было. Решение напрашивалось само собой – менять и вперед. Кроме неприятностей (почему? что теперь будет?), разрушение валика имело еще и положительные «политические» последствия. Замы, помы и прочие многочисленные наблюдатели и проверяющие вдруг решили не лететь. Они выскочили из уже запустившейся «восьмерки» со словами: «Будешь старшим!»

Группа запустилась и «молотила», ждала. «Вилки» в оборотах двигателей у Ми-24 после замены валика не было, и мы решили взлетать. 12.00. Взлетали парами.

В воздухе было спокойно, в эфире рабочая обстановка, все экипажи прошли Афган (некоторые по несколько раз) и по пустякам не дергались. Первая остановка 15.10. Обор – комариный рай, из достопримечательностей только взлетно-посадочная полоса и болото, в котором были видны останки упавших вертолетов. Как они тут летают? В голове вертелась только одна мысль, чтобы никто не завалился в яму и колеса не оторвал. Не помню, ел или не ел, главное, что в 17.30 все взлетели нормально.

Следующая остановка – Поставы, 19.45. Моряки встретили холодно. Загнали вертолеты на кулички на небольшой пятачок и дали на всю группу один топливозаправщик «семь с половиной» без света (не работало светотехническое оборудование). А нужно было в каждый борт долить от 1500 до 2500 литров, вот и считайте, сколько мы сделали рейсов.

12.50 Прямо по курсу – Сахалин. Предстояло лететь над водой. Для сухопутчиков достаточно необычное ощущение, когда кругом вода. Первые пять минут было неуютно, несмотря на жилеты. О том, чтобы садиться на воду, никто не думал, но с напряжением вслушивались в радиообмен. Мне казалось, что сквозь эфир я вижу эти напряженные лица, как они тайком курят (курить на вертолете запрещается) и стряхивают пепел в стаканы из-под НУРСов.

Ново-Александровск встретил в 14.45 отличным травяным покрытием, садились словно на футбольное поле, заправились быстро. На одном борту пришлось менять масло из-за альтакса (присадка выпала в осадок). Несмотря на то что снабжение на островах не очень, помогали всем миром: быстро нашли кладовщика, банки с маслом, подвезли – заправил. Удивительно, в очередной раз убедился в странной закономерности: чем дальше от центра, тем лучше люди┘

17.50. И опять вперед. Впереди это магическое название, известное лишь из школьных уроков географии и периодических политических заявлений юго-восточного соседа – Итуруп. До конечной точки нашего маршрута оставался всего один прыжок.

Практически сразу же после взлета с Сахалина нашу группу встретил японский самолет РЛО Е-3А. Вел себя японец, как старый знакомый, – поздоровался (покачал плоскостями) и пристроился параллельным курсом. Так и пошли под присмотром. Мы смотрели на них, они на нас. Каждый делал свою работу.

Итуруп. 19.50. На «Буревестник» заходили со стороны океана. В те времена там базировались пэвэошники. В воздух подняли пару МиГ-23, и наш японский друг, в очередной раз взмахнув плоскостями, исчез так же неожиданно, как и появился. Взлетно-посадочная полоса достаточно длинная, сели группой. Заруливали нас в конец полосы в район дежурного звена. Выключились. Открылась дверь. Ну, здравствуй, Итуруп!

За время перелета поднакопились проблемы, поэтому на следующий день была предварительная подготовка, затем, как положено, парковый день, и закрутилось: полеты, подбор площадок, высадка десанта. Летали много. Командиры постоянно «рвались в бой».

«Ветровой». Потом был бросок на другой конец острова. Никогда прежде я не видел такого аэродрома. На «Ветровом» песчаная полоса начиналась у воды и заканчивалась у воды. На посадке сначала касаешься колесами Тихого океана, небольшой пробег – и останавливаешься в Охотском море. Впервые за несколько лет «Ветровой» принимал такую большую авиационную группу. Наземная команда состояла из одного прапорщика и четырех солдат. Они были как одна семья. Добрее людей больше не встречал.

На следующий день наши бросились в горы собирать коренья и наткнулись на заброшенный японский аэродром времен Второй мировой войны. Площадка из бетонных плит сохранилась до наших дней. Странно, зачем здесь, на вершине, площадка. При такой переменчивой погоде и примитивном авиационном оборудовании начала прошлого столетия посадку произвести невозможно. Тогда зачем японцы строили, мучились, таскали бетонные плиты наверх? А разве непонятно. Сюда не возвращались! Взлет, удар по кораблям – и обратной дороги нет. Аэродром для камикадзе. Спускались с горы со смешанными чувствами, как же они взлетали, зная, что обратной дороги нет┘ На Итурупе японцы потрудились на славу, все строения спустя столько лет были в удовлетворительном состоянии.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Когда пришло время возвращаться, погода как специально испортилась. Для местных ничего удивительного, на Курилах она портится каждые 15 минут. Люди годами не летали в отпуск на материк: туда месяц, обратно месяц. А нас даже несколько дней побаловала. Однако погода не на шутку портилась, приближался ураган. «Буревестник» мог закрыться надолго. Нужно было срочно уходить. Просидели почти целый день и уже потеряли надежду, но командиры нашли таки «форточку» и в 16.20 мы выпрыгнули.

Обратно возвращались в облаках, под нами – сплошная белая поверхность. Когда заходили в Ново-Александровске, ничего не было видно. Прыгали вниз, как с вышки в бассейне, вынырнули – и открылась знакомая зеленая площадка. Сели в 19.10, казалось, повезло, слава богу, убежали от урагана. Не тут-то было. Пришло сообщение, что этой ночью ураган накроет Сахалин. Было принято решение на всех вертолетах, кроме Ми-6, снимать лопасти и крепить на земле. Представьте себе на трех десятках винтокрылых машин при помощи обыкновенной швартовки, молотка, выколотки и пассатижей экипажи из 5 человек летчиков и технарей в течение двух часов сбросили лопасти НВ и РВ и закрепили вертолеты.

Как ни готовились, ураган накрыл внезапно. Мгновенно зеленая лужайка аэродрома превратилась в черную. Дождь лил, как сумасшедший, залил весь Сахалин и нас вместе с ним. Ветер ломал деревья, сносил крыши. Непогода бесновалась всю ночь и следующие сутки. А утром 1 сентября небо было ясное, светило солнышко как ни в чем не бывало. Нужно было вешать лопасти и облетывать машины. И опять все работали как единый механизм, ни единого слова подковырки, недовольства, понимали с полуслова. Итоги полуторасуточного кошмара оказались на удивление незначительными: один борт трясло, еще на одном отказал гидравлический кран.

С лопастями все ясно (перепутали), а вот запасного крана не было ни у нас, ни у местных. Пришлось снимать с местной «восьмерки». Бортовой техник, словно Матросов, грудью встал на защиту своего вертолета: «Не дам, не вернете!» Пришлось садиться на телефон и поднимать весь Хабаровск на ноги. В конечном итоге кран сняли, поставили, сделали круг и в 18.45 пошли на материк. (Кстати, должок мы сразу же вернули после возвращения.)

Погода была нормальная, заправка позволяла, и мы пошли прямо на Обор. Сели в 19.50 (по сахалинскому времени). Однако нужно торопиться, светлое время заканчивается, а нам еще больше трех часов до Средне Белой «пилить». Отказов не было, а если и были, все мыслями были уже дома. 20.35. Скорей взлетаем.

В Средне Белой садились уже впотьмах. На родном аэродроме знаешь каждую кочку и тем не менее, когда поднялся на КДП доклад в Хабаровск, как теперь говорят, «онлайн» шел по каждому борту: произвел посадку 121, 122, 123┘ не переставал волноваться за ребят. На вышке, напряженно вглядываясь в черную мглу, искал глазами очередной маячок и думал, какое слово хорошее – «приземлился» (вернулся на землю!). Только после того как бетонки коснулись колеса крайнего борта, стало ясно, какое большое дело мы сделали. Три десятка бортов на Дальнем Востоке, несмотря на непогоду и отсутствие должного обеспечения (запасных частей и агрегатов, средств наземного обеспечения, керосина), сумели доказать, что наши вертолетчики в любое время могут перепрыгнуть через Сахалин и достойно отработать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ПО "Роснефти" обеспечит отрасли импортозамещение

ПО "Роснефти" обеспечит отрасли импортозамещение

Татьяна Астафьева

Использование собственного программного обеспечения гарантирует компании независимость от иностранных поставщиков

0
557
Президента ДР Конго Чисекеди пытались отравить цианидом - Politico

Президента ДР Конго Чисекеди пытались отравить цианидом - Politico

0
157
Подразделения турецкой армии завершили подготовку к наземной операции в Сирии

Подразделения турецкой армии завершили подготовку к наземной операции в Сирии

0
289
Государственная пенсия становится аналогом прожиточного минимума

Государственная пенсия становится аналогом прожиточного минимума

Анастасия Башкатова

Правительство отдалило возможность накопить на старость

0
1032

Другие новости