0
1990
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

19.01.2007 00:00:00

И это все он

Валерий Родиков

Об авторе: Валерий Евгеньевич Родиков - журналист.

Тэги: седов, миг


Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, лауреат Ленинской и Государственной премий, первый в нашей стране почетный член Международной ассоциации летчиков-испытателей, главный конструктор самолетов МиГ-23, МиГ-27, МФИ. И все эти звания, титулы, должности принадлежат одному человеку – Григорию Александровичу Седову.

НАЧАЛО

Он родился 15 января 1917 года в Баку. Детство оказалось далеко не безоблачным. Ранняя смерть отца, голодная пора послереволюционной разрухи. Тем не менее, вопреки всем трудностям, юноша получил среднее образование и в 1936 году поступил в Ленинградский индустриальный институт, на инженерно-физический факультет. То было время повального увлечения авиацией, и студент Седов пошел заниматься в аэроклуб. Одного полета на У-2 хватило, чтобы почувствовать: небо – это его стихия.

Затем последовали учеба в Борисоглебской военной летной школе, служба в 10-м истребительном авиационном полку в Бобруйске и снова учеба – уже в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. Ее Седов оканчивает в разгар Великой Отечественной войны – в 1942 году. Получил диплом с отличием. Но на фронт Григория не пустили. Как и других выпускников, имеющих летную подготовку, направили в Научно-испытательный институт ВВС. Он стал одним из первых с стране летчиком-испытателем-инженером.

В НИИ «экзаменовались» новые отечественные самолеты – им давались рекомендации по внедрению в серийное производство, эксплуатации и боевому применению. Седов летал практически на всех советских истребителях, проходивших различные испытания, а также на машинах, поставлявшихся по ленд-лизу, и трофейных, в том числе реактивном Ме-262.

19 апреля 1946 года наступила эра советской реактивной авиации. В тот день с разрывом в три часа впервые поднялись в небо МиГ-9 и Як-15. В октябре начались их государственные испытания в НИИ ВВС. Седов совмещал обязанности ведущего инженера и ведущего летчика-испытателя Як-15. К концу 1949 года Григорий Александрович как ведущий летчик-испытатель провел государственные испытания уже трех типов самолетов. Тогда же Артем Микоян предложил ему перейти в свое ОКБ на должность старшего летчика-испытателя. Генеральный конструктор рассчитывал, что Седов не только будет «обкатывать» опытные самолеты, но и сформирует группу молодых способных летчиков-инженеров, привнесет в летно-испытательную работу ОКБ все полезное из опыта НИИ ВВС.

Седов согласился. Хотелось первым поднимать в воздух новые самолеты. Привлекала и возможность участвовать «с нуля» в их разработке.

ШКОЛА СЕДОВА

В январе 1950 года он пришел в ОКБ. Начинались испытания МиГ-17. Первый самолет поднял в небо Иван Иващенко – один из летчиков-испытателей, получивших звание Героя Советского Союза за освоение реактивных машин. В марте при выполнении очередного полета он погиб. Доводить дело до конца выпало Седову. Ему довелось справиться с той ситуацией, в которую попал Иващенко, и посадить самолет. Полученные в полете данные помогли устранить дефект. В дальнейшем, по оценке летчиков, МиГ-17 был одним из самых легкоуправляемых реактивных истребителей.

На период, когда Григорий Александрович был ведущим летчиком-испытателем ОКБ, а затем – заместителем главного конструктора по летным испытаниям, пришлось освоение сверхзвуковых скоростей. Требовалось выбрать оптимальные аэродинамические формы, компоновки, системы управления самолетов. Начиналось внедрение бортовой радиоэлектроники. В ОКБ строилось много экспериментальных машин. Большинство из них испытывал Седов. В том числе – истребитель И-350. Он предназначался для достижения сверхзвуковой скорости, имел стреловидность крыла 55╠, бустерное управление всеми рулями и принципиально новую, нерезервированную гидросистему.

В июне 1951 года в первом же полете у И-350 остановился двигатель. Попытки запустить его результата не дали. Выдерживая скорость, обеспечивающую максимальную дальность планирования, Седову удалось зайти на посадку. Но из-за падения давления в гидросистеме одна стойка шасси выпустилась не полностью, о чем летчику сообщили, когда до земли оставалось метров десять. Григорий Александрович смог довыпустить стойку от ручной аварийной системы буквально за мгновение до касания ВПП.

Позднее Седов обобщил имеющийся опыт и вместе с другими летчиками провел серию специальных испытаний для отработки методики посадки реактивного самолета с неработающим двигателем. По ней учились и продолжают учиться летчики строевых частей. Так начала складываться школа летчиков-испытателей Седова.

В мае 1952 года Григорий Александрович поднял в воздух СМ-2 – прототип первого сверхзвукового серийного истребителя МиГ-19 ВВС и ПВО СССР. В 1954 году после установки новых двигателей с форсажными камерами на самолете, получившем обозначение СМ-9, уже во втором полете Седов преодолел скорость звука. В процессе отработки на машине появился цельноповоротный стабилизатор, повысивший ее маневренные возможности при полете на сверхзвуковых скоростях.

Когда в середине пятидесятых годов участились пролеты над страной высотных аэростатов-разведчиков, последовало указание увеличить «потолок» МиГ-19 для их перехвата. На самолет установили дополнительный ЖРД. Испытания истребителя вместе с Седовым проводили Владимир Нефедов и Валентин Васин. Григорий Александрович достиг высоты 24,5 км. В 1957 году трем летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Этапным для ОКБ и Седова стал 1955 год. В июне он поднял в воздух опытный истребитель Е-4 с принципиально новым треугольным крылом. Ведущим инженером самолета был Вано Микоян. И в дальнейшем, особенно при работе над МиГ-23, Григорий Александрович и Вано Анастасович много работали вместе. Одновременно в ОКБ испытывался и самолет со стреловидным крылом, характеристики которого были уже известны. Результаты испытаний подтвердили преимущество треугольного крыла. С ним были построены Е-5 и Е-6, ставшие прототипами одного из самых известных в мире истребителей МиГ-21.

На летной станции ОКБ Григорий Александрович пользовался непререкаемым авторитетом. Одним из главных принципов его школы была тщательная подготовка к каждому вылету и летчика, и самолета. Именно Седову принадлежит ставшее классическим выражение: «Если человек, отправляясь в полет, считает, что идет на подвиг, значит, он к полету не готов».

ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР

Самолетом МиГ-23 Григорий Александрович начинал заниматься как заместитель главного конструктора по летным испытаниям. На эту должность он был назначен в 1958 году. А заканчивал главным конструктором машины.

МиГ-23 был первым в истории авиации легким многоцелевым фронтовым истребителем с изменяемой в полете геометрией крыла. В нем сконцентрировалось столько новшеств, что хватило бы на несколько машин. В работе над ним Григорию Александровичу потребовались и его летный опыт, и глубокие инженерные знания, и организаторские способности. МиГ-23 стал самым массовым боевым реактивным самолетом третьего поколения, основным истребителем ВВС и ПВО 1970–1980-х годов. За разработку МиГ-23 Григорий Седов был удостоен Ленинской премии.

Затем в качестве главного конструктора он руководил созданием истребителя-бомбардировщика МиГ-27 – дальнейшего развития МиГ-23. Венцом его труда в качестве главного конструктора явился истребитель пятого поколения МФИ...

...Возраст берет свое. Но он не в силах разлучить Григория Александровича с авиацией, которой он посвятил 70 лет из девяноста прожитых.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1074
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1327
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1210
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1192

Другие новости