Противовоздушная оборона войск и объектов тыла России зародилась в годы Первой мировой войны в связи с применением на фронтах самолетов, дирижаблей и аэростатов. Для борьбы с ними выделялись батареи полевой артиллерии, авиационные отряды (отдельные экипажи) и обеспечивающие их наблюдательные посты. Первые специальные подразделения ПВО были сформированы по приказу верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича от 24 ноября 1914 года, а первый орган для руководства создаваемой воздушной обороной – в соответствии с приказом № 90 от 30 ноября 1914 года главнокомандующего 6-й армией генерала от артиллерии Константина Фан-дер-Флита.
В целях объединения действий летчиков и войсковых частей, назначенных для защиты Петрограда и его района от ударов противника с воздуха, начальником воздушной обороны столицы России был назначен генерал-майор Георгий Бурман, являвшийся в ту пору начальником Офицерской электротехнической школы. В дальнейшем название его должности трижды менялось: с 14 мая 1915 года – начальник воздушной обороны Петрограда и Царского Села; с 22 июля 1915 года – начальник обороны от воздушного нападения Императорской резиденции в Царском Селе и Петрограде; с 31 августа 1917 года – начальник воздушной обороны Петрограда.
Родился Георгий Бурман в военном городке саперной бригады под Санкт-Петербургом, в многодетной семье командира роты, выходца из дворян Витебской губернии. Впоследствии его отец – Владимир Егорович – стал командиром саперной бригады, имел чин генерал-лейтенанта, неоднократно участвовал в боевых походах и был кавалером многих орденов.
Воспитывался Бурман-младший в кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Затем в сентябре 1883 года поступил 1-е Павловское военное училище. Однако впоследствии он был переведен в Николаевское инженерное училище, которое окончил по первому разряду и в августе 1886 года подпоручиком начал офицерскую службу в саперных подразделениях. Два года командовал ротой, три года выполнял обязанности адъютанта генерал-инспектора по инженерной части. Получив самые высокие рекомендации, в 1908 году возглавил Офицерскую электротехническую школу. В январе 1912 года ему присвоили звание генерал-майора...
...Для защиты группировок войск и важных объектов в Петроградском военном округе в спешном порядке начали формировать артиллерийские батареи, предназначенные для стрельбы по аэропланам и вооруженные 76-мм полевыми и 75-мм морскими орудиями. Разрабатывались также меры по недопущению полетов воздухоплавательных средств противника к Петрограду и императорской резиденции в Царском Селе. Это были первые главные объекты нарождающейся системы ПВО России.
Первым шагом Георгия Бурмана на посту начальника воздушной обороны стала организация устойчивой связи между постами воздушного наблюдения и созданным в здании Офицерской электротехнической школы центральным пунктом, откуда информация об обстановке в небе поступала зенитным артиллерийским батареям, пулеметным командам, авиационным, прожекторным и пехотным подразделениям. Гатчинская авиационная школа выделила пилотов, перед которыми поставили задачу уничтожать неприятельские самолеты (так появились у нас в стране первые летчики-истребители).
Для всех этих сил и средств при активном участии Георгия Бурмана были разработаны специальные инструкции. Благодаря его огромным усилиям появилось решение начальника Штаба ВГК о формировании Петроградского авиационного дивизиона, которое удалось осуществить в апреле 1917 года, уже после отречения от престола Николая ll.
И после октября 1917-го генерал Бурман продолжал работать с полной отдачей. В связи со сложной военно-политической обстановкой Офицерскую электротехническую школу передислоцировали из Петрограда в подмосковный Сергиев Посад. В списках на эвакуацию командного состава значится и семья Бурмана в составе 12 человек (у Георгия Владимировича было 10 детей). Приказом Реввоенсовета по личному составу от 12 марта 1919 года он был назначен инспектором инженерных школ и курсов, а также временно исполняющим обязанности начальника электроотдела Главного военно-инженерного управления.
Напряженный труд и болезни, материальная неустроенность многодетной семьи подорвали здоровье талантливого инженера и первого организатора воздушной обороны столицы России. 85 лет назад, 3 февраля 1922 года, он скончался от тифа. Похоронен Георгий Владимирович на Новодевичьем кладбище.