После 1945 года, когда окончилась Вторая мировая война, на Земле отгремело еще свыше 250 вооруженных противоборств – известных и малоизвестных. В некоторых из них участвовали и наши соотечественники – в качестве советников, миротворцев, волонтеров. Причем нередко – особенно в период существования СССР – факт присутствия в той или иной горячей точке планеты военнослужащих, прибывших по приказу Москвы, тщательно скрывался.
Наверное, у каждого из засекреченных от граждан родной страны ветеранов боевых действий на различных континентах прошлое осталось не только в памяти. Сохранились фотографии, документы (или их копии), топографические карты с нанесенной боевой обстановкой, предметы экипировки и прочее. Могу утверждать, что многие из этих материалов и артефактов, до сих пор наверняка сберегаемых дома, позволят пролить свет на события относительно недавней истории.
Что-то, к сожалению, уже безвозвратно утеряно. Но ведь тем более важно сберечь и донести до нынешнего и последующего поколений правду о событиях дней минувших.
Конечно, есть архивы. Но не всем доступны их фонды, причем и они вряд ли дадут исчерпывающие ответы на иные вопросы. Из-за этого даже профессиональные исследователи военной истории (и раньше, и теперь) допускают в своих публикациях неточности, а порой и серьезные ошибки. Что тогда говорить о художественной литературе, кинофильмах...
Где как не в специальном музее лучше побывать преподавателям-историкам со школьниками, студентами, с курсантами военно-учебных заведений, чтобы они своими глазами увидели редкие экспонаты, которые поведают о боях локальных войн и о людях, сражавшихся вдали от Родины, услышать их воспоминания (на видеопленке или через фонозапись). Куда как не в подобный музей прийти родным и близким воина, вернувшегося из «спецкомандировки» «грузом 200», чтобы вспомнить дорогого им человека, узнать подробнее, где и как он сложил голову.
Увы, такого музея до сих пор нет. Вот и вынуждены бывшие бойцы-интернационалисты время от времени самостоятельно устраивать выставки, посвященные военным кампаниям, в которых им довелось участвовать. Например, в мае 2006 года в Москве, в Музее современной истории, Союз ветеранов Анголы развернул интереснейшую экспозицию. Но через несколько дней она закрылась и экспонаты, разумеется, вновь осели на домашних полках.
Автор этих строк уверен: давно назрело время создать общероссийский Музей военной истории (рабочее название), включающий в себя:
1. Выставочный комплекс, в котором должны быть
а) разделы, повествующие не только о крупных, но и локальных войнах, вооруженных конфликтах;
б) показано участие в них наших соотечественников;
в) храниться (как это сделано в мемориале на Поклонной горе) и вестись Книга памяти с именами и фотографиями всех граждан СССР и РФ, погибших в тех войнах, пропавших без вести или умерших от ран;
г) отражено (насколько это возможно) международное военное сотрудничество.
2. Научно-исследовательский центр, в котором должны
а) храниться (и быть доступными для изучения) документы, фотографии, публикации, аудио- и видеозаписи, относящиеся к соответствующим событиям и к их участникам;
б) размещаться библиотека, читальный зал, архив для работы исследователей;
в) находиться конференц-зал для проведения научных форумов, а также встреч ветеранов.
3. Центр работы секций ветеранов («испанцев», «кубинцев», «афганцев», «ангольцев» и т.д.).
Проект потребует затрат. Тем более отрадно, что постановлением правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422 принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», в которую отдельной строкой внесен пункт о разработке и внесении в установленном порядке проекта нормативного акта о включении Музея памяти воинов-интернационалистов (г. Москва) в реестр музеев и установлении для него статуса государственного музея. Ответственные за выполнение данного задания – Роскультура (так в документе. – А.Т.) и правительство Москвы. Выделены и средства из федерального бюджета: 0,15 млн. рублей. Признаться, не густо. Но если создание музея сделать общероссийским делом, как это было с мемориалом на Поклонной горе, мало кто, особенно в среде ветеранов, останется в стороне. Уверен, многие помогут и рублем. Но вложенные средства окупятся и в материальном, и в духовном отношениях. Это очевидно. Тем более если музей будет отражать историю непредвзято.
И место найти, полагаю, не самая неразрешимая задача: ведь нашлось же оно, например, для Музея спорта.