Трижды Севастополь оставался без кораблей. В первую оборону – во время Крымской войны (1853–1856) – они легли на дно родной бухты. В Великую Отечественную – ушли в базы на Кавказском побережье Черного моря. А вот в конце 1920 года, на исходе войны Гражданской, отправились в чужедальние края...
Под натиском большевистских войск в ноябре 1920-го Русская армия генерала Врангеля оставила Крым. Покинули его и уцелевшие корабли бывшего императорского российского флота. Вскоре они прибыли в Тунис. Вот и появился в Северной Африке «Русский Карфаген» (как назвал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери русскую колонию в порту Бизерта).
На кораблях шла служба, отмечались праздники исчезнувшего государства, в храме Александра Невского, построенном русскими моряками, отпевали умерших и славили Христово воскресение, в городском саду играл оркестр «Генерала Корнилова». В морском училище юноши в белых форменках изучали науки, необходимые будущим флотоводцам.
Эскадра как боевое соединение прекратила свое существование после того, как Франция признала Советский Союз. Настал, пожалуй, самый трагический момент в жизни изгнанников: 24 октября 1924 года в 17 часов 25 минут, с заходом солнца на русских кораблях в последний раз спускали флаги с изображением креста Святого Андрея...
Черноморцам в Бизерте пришлось начинать жизнь заново, с нуля, несмотря на чины, ордена, былые заслуги перед своим Отечеством. Оставшиеся не у дел офицеры стали искать работу. Они оказались востребованы как геодезисты, топографы, строители. Нужно отметить, что современные дороги в Тунисе и водопровод – дело рук, в прямом смысле слова, русских людей...
Память о славных делах флота. |
Под чужим солнцем... |
Русское морское училище посещает маршал Петэн. |
На линкоре «Андрей Первозванный» служил кто-то из оказавшихся в Тунисе моряков. |