Опыт ряда локальных войн и вооруженных конфликтов последних лет (особенно операции коалиционных сил во главе с США «Свобода Ирака» весной 2003 года) свидетельствует: появилось новое грозное оружие, способное оказывать решающее влияние на ход и исход военных кампаний.
Речь идет об информационно-управляющих системах, именуемых также сетецентрическими. Они обеспечивают быстроту управления силами и средствами в боевых действиях (операциях), что позволяет добиться быстрого превосходства над противником. Под этим не подразумевается поступление информации в большом количестве, а более высокая степень осознания, более глубокое, соответствующее обстановке понимание ситуации на поле боя и более точное уяснение своих преимуществ и недостатков в системе управления противника. В результате он лишается возможности оказывать эффективное сопротивление.
Разработка концепции сетецентрической войны позволяет в ходе боевых действий производить переход к сетецентрическому управлению войсками (силами), т.е. использовать сетевое распределение, одновременно доводя информацию до всех звеньев управления войсками в масштабе времени, близком к реальному.
Анатолий Цыганок в статье «Заскорузлые концепции обрекают на поражение» («НВО» № 11, 2006) четко изложил характер и способы ведения боевых действий армией США в сетецентрической войне, проведенной в 2003 году в Ираке.
Отсутствие в тактическом и оперативном звене рабочих карт (которые до сего времени являются основным атрибутом управления соединениями, частями, подразделениями Сухопутных войсках ВС РФ), использование компьютерно-автоматизированной распределительной системы боевого управления в боевых условиях позволили американскому командованию сообщать данные об объектах (целях) в режиме реального времени всем боевым звеньям – вплоть до командиров танков, БМП, БТР – сразу. Информация от искусственных спутников Земли, разведывательных самолетов и беспилотных летательных аппаратов поступала в эту распределительную систему боевого управления, селекционировалась и доводилась до всех инстанций одновременно.
Все командиры боевых подразделений имели компьютеры в особо прочных блоках. Каждый военнослужащий мог отправить электронное письмо непосредственному начальнику, подчиненному, а если нужно, то и своим родным и близким.
Все наземные мобильные объекты, их положение непрерывно отслеживались специальной системой MTS. Компьютеры штаба армейского корпуса способны отслеживать до 1000 наземных целей в час.
Соединения армии США, участвовавшие в иракской войне 2003 года, вступили в бой без тыла, без заблаговременной разведки, но боеприпасы и топливо поступали в основном именно тогда, когда требовалось, а растянутые коммуникации не влияли на снабжение сражающихся войск. Такие действия американцев упреждали действия иракской армии и привели ее к поражению. Вооруженные силы США на практике провели сетецентрическую (сетевую) войну и выиграли ее.
Исходя из опыта кампании в Ираке весной 2003 года, все промышленно-развитые страны мира приступили к созданию глобальной информационной сети GIG, которая позволяет обеспечить командованию вооруженных сил этих государств управление войсками в боевых условиях на основе информационно-управляющих систем. Это гарантирует успешное ведение боевых действий против армий, у которых подобные системы отсутствуют.
Применение информационно-управляющих систем в комплексе с радиоэлектронным подавлением и средствами поражения может привести к упреждающему уничтожению командных пунктов стратегических ядерных и неядерных сил, фронтов, армий, корпусов, а также пунктов управления ПВО и авиации, других сил и средств управления войсками. В результате вооруженные силы противника будут обезглавлены и обречены на неминуемый разгром. Таким образом, информационно-управляющее оружие выходит на первый план как средство, которое способно в условиях локальных, региональных войн обеспечивать решающее превосходство над противником, подобным оружием не обладающим.
К сожалению, Россия информационно-управляющим оружием пока не располагает. Удастся нам в ближайшей перспективе его создать? Ответить на этот вопрос не легко...