Близится к завершению трехлетняя Федеральная целевая программа по переводу ряда воинских соединений и частей на комплектование преимущественнно военнослужащими-контрактниками. Как же выполняется эта ФЦП во 2-й общевойсковой армии (Приволжско-Уральский военный округ)?
Штаб объединения установил, что подавляющее число контрактников (более 73%) – вчерашние срочники. Напомню, что статья 34 Закона «О воинской обязанности и военной службе» позволяет Минобороны заключать контракт с военнослужащими по призыву, прослужившими не менее полугода.
Что же касается набора добровольцев из числа гражданских лиц, пребывающих в запасе (то есть уже отслуживших когда-либо срочную службу), то здесь еще далеко до оптимистичных показателей. Вот характерный пример. С начала реализации программы до середины мая 2007 года в соединениях и частях, переводимых на новый способ комплектования, было расторгнуто в общей сложности 13,8% контрактов. При этом 56% расставшихся с армией – как раз «гражданские» добровольцы.
Вдобавок пока только каждый десятый контрактник из срочников принимает решение продолжить службу после окончания первого трехлетнего контракта. В результате в некоторых соединениях штатный состав военнослужащих-«профи» уже обновился более чем на 60–80%.
Штаб 2-й армии провел своеобразный мониторинг и попытался выявить основные причины, определяющие подобное положение дел. Вот они.
1. Отсутствие благоустроенного жилья для семейных военнослужащих и неразвитость социально-бытовой инфраструктуры военных городков. Если решение жилищной проблемы контрактников-холостяков за эти годы значительно продвинулось (реконструированы и возводятся новые бесплатные общежития с комнатами на 3–4 человек, просторными кухнями, спорткубриками и комнатами досуга), то вопрос размещения семейных еще остается острым. Нередко государство может предложить им только денежную компенсацию (900–1200 руб. в месяц) за поднаем частного жилья. Не случайно в Рощинском гарнизоне (Самарская область), располагающем солидным фондом служебного жилья, вместительной школой и дошкольными учреждениями, случаев расторжения контрактов семейными контрактниками было зафиксировано в 4,5 раза меньше, чем других воинских частях.
2. Отсутствие в военных городках достаточной инфраструктуры цивилизованного отдыха и досуга.
3. Отставание уровня доходов контрактников, проходящих службу в крупных промышленно-развитых муниципальных образованиях, по отношению к средней зарплате гражданских работников.
4. Отсутствие законодательно-оформленной материальной ответственности перед государством за невыполнение условий и досрочное расторжение контракта со стороны военнослужащего.
5. Неспособность командиров (особенно в звеньях взвод-рота) управлять контрактниками не позволяет достичь должной стабильности в воинских коллективах. В итоге в повседневной жизни частей отмечаются всплески различного рода преступлений и правонарушений, в том числе вымогательства, всякого рода поборы на так называемые «нужды подразделения», халатное отношение к здоровью военнослужащих, противозаконная эксплуатация труда и неуставные отношения.
Первая ФЦП в области военной службы по контракту подходит к финалу. На 2009 год, как известно, намечен старт нового государственного проекта по замещению всех без исключения сержантских должностей добровольцами. Однако штаб 2-й армии уже осторожно прогнозирует предстоящие трудности. Общее количество военнослужащих по призыву будет уменьшаться, а это означает, что возможности отобрать среди них кандидатов в контрактники даже для восполнения естественного оттока кадров, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, сократятся. Главным источником пополнения армейских рядов профессионалами станут военнослужащие запаса. Но появятся ли к тому времени условия для привлечения этого контингента на контрактную военную службу?