0
1698
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

16.11.2007 00:00:00

Так это было...

Тэги: штрафбат, книга


Рубцов Ю.В. Штрафники Великой Отечественной. В жизни и на экране. – М.: Вече, 2007. – 432 с., илл., тир. 5000 экз.

Вопреки неоднократным призывам с самого высокого государственного уровня «свято беречь от любых попыток извратить память и правду о Великой Отечественной войне», один из государственных телеканалов в октябре вновь показал скандальный сериал «Штрафбат». Весь смысл этого фильма, усиленного хорошей игрой популярных, по-настоящему талантливых актеров, исходя из логики признаний авторов, состоит в том, чтобы убедить «среднего», неискушенного в истории зрителя в том, что победы одерживались благодаря в основном штрафникам. Именно их, «как пушечное мясо, бросали на самые опасные, самые неприступные участки обороны немцев», пояснил как-то режиссер Николай Досталь. А, мол, позади, как правило, стояли заградотряды, чтобы атакующие не вздумали повернуть вспять. Причем это были, главным образом, уголовники и репрессированные, «разбавленные» бывшими офицерами, осужденными солдатами и даже священниками (один из них по ходу сериала воюет, не снимая рясы).

Вот почему выход книги «Штрафники Великой Отечественной. В жизни и на экране» представляется особенно своевременным. Материал для нее военный историк профессор Юрий Рубцов собирал с момента первой демонстрации одиозной кинокартины. Одна из «промежуточных» публикаций в ходе работы по данной теме имела место в «НВО» (№ 14, 2006).

Ценность книги состоит в том, что Рубцов не навязывает свое видение истории фронтовых арестантских подразделений, как это сделали создатели фильма (хотя книга и не лишена отдельных субъективных авторских оценок). Он на основе архивных документов (ряд из которых вводится в научный оборот впервые) и рассказов реальных штрафников-фронтовиков (автор собрал 21 свидетельство) попытался с наибольшей долей достоверности показать, в каких условиях, почему и как создавались штрафные батальоны, штрафные роты, заградительные отряды. Кого направляли и в те, и в другие, и в третьи.

Инициатива появления 28 июля 1942 года знаменитого приказа № 227, положившего начало штрафным формированиям, принадлежала не только высшему военному руководству СССР. Голоса раздавались и снизу, из войск: откатились уже до Волги, куда уж дальше! Например, командир 141-й стрелковой дивизии, оборонявшейся в районе Воронежа, полковник Тетушкин, прошедший еще школу Первой мировой, с огромной болью писал в ЦК ВКП(б): «Противник в отношении дисциплины много сильнее нас... У нас не хватает жесткой дисциплины, чтобы наверняка обеспечить успех в бою, чтобы никто не смел бросить свое место в окопе в любой обстановке. Умри, а держись. Все это должно быть обеспечено соответствующим законом...» Приказом же № 227, отмечает Юрий Рубцов, «власть впервые после начала войны решилась сказать всю правду о реальном положении дел на фронтах. Дальнейшее отступление Красной Армии грозило Советскому Союзу утратой национальной независимости и государственного суверенитета».

Согласно приказу, в пределах фронта формировалось от одного до трех штрафбатов (по 800 человек), в которые направлялись только провинившиеся средние и старшие командиры, политработники. А в штрафные роты (от 5 до 10 на каждую армию) шли осужденные трибуналами рядовые бойцы и младшие командиры, уголовники из лагерей. Эти батальоны и роты действительно направлялись на более трудные участки фронта, чтобы «дать... возможность» их личному составу «искупить кровью свои преступления против Родины». Заградительные же отряды (по 3–5 в каждой армии) ставились в тылу неустойчивых дивизий, дабы в случае беспорядочного отхода без приказа свыше расстреливать на месте паникеров и трусов. В этом контексте задается прямой вопрос: «Были ли бойцы заградотрядов «карателями»?» И дается ясный ответ на него.

В качестве приложений в книге Юрия Рубцова опубликован ряд приказов тех лет (включая и 227-й), а также многостраничный перечень всех штрафных частей Красной Армии, утвержденный директивой Генерального штаба.

Конечно, данный труд по своему «влиянию на умы» вряд ли может заметно действенно соперничать с сериалом «Штрафбат» (видимо, его будут крутить по ТВ еще не раз). Однако вне всякого сомнения, книга вносит свою определенную лепту в развенчание тех «новых прочтений» хода Великой Отечественной войны, которые ныне громоздятся как на экране, так и в разножанровой литературе, в периодике.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
823
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
1004
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
1144
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
1084

Другие новости