0
7652
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

04.04.2008 00:00:00

Трудный удел военного хирурга

Вадим Кожуховский

Об авторе: Вадим Викторович Кожуховский - подполковник, военный журналист.

Тэги: военврач, беслекоев, госпиталь


военврач, беслекоев, госпиталь Полковник медицинской службы Урузмаг Беслекоев.
Фото автора

Сейчас, когда в СМИ развернулись споры, надо или нет «снимать погоны» с военных медиков, вполне уместно, думается, рассказать о судьбе одного из них – Урузмага Беслекоева, полковника медслужбы, кандидата медицинских наук, заслуженного врача России.

«ТУШЕ», ЕЩЕ «ТУШЕ»!

Слово «спасать» в преломлении к своей профессии Урузмаг Беслекоев не любит. «Очень уж пафосно звучит, – говорит он. – Врач не всемогущ, хирурги – не ангелы во плоти, не все им подвластно, и промысел природы, той самой, которая находится за пределами познания, увы, не всегда совпадает с их гуманными намерениями. Дать больному шанс, всеми силами помочь ему вернуться к полноценной жизни – так, на мой взгляд, корректнее можно сказать о нашей миссии».

Между тем сколько раз уже так было: казалось, угасал человек, а после операции, проведенной Беслекоевым, здравствует по сей день. Выходит, все же спас кому-то жизнь...

...На этот «пост» у границы жизни и небытия Урузмаг Соломонович заступил давно. Ныне он – начальник кафедры и клиники военно-полевой хирургии Самарского военно-медицинского института. В его личном, постоянно пополняемом, активе – операции различной сложности на органах грудной клетки и брюшной полости, нейрохирургические и гинекологические, онкологические и лапароскопические, блестяще выполненные ушивания огнестрельных и ножевых ран сердца, крупных сосудов. Всего и не перечислить.

А родился Беслекоев в столице Северной Осетии городе Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) в 1953 году. Семья немаленькая – пятеро детей. Жили скромно, без особого достатка. Отец – фронтовик и трудяга, шоферивший до самой пенсии, – гордился Урузмагом: парень без дела не болтается, в школе – непременный участник олимпиад по математике, физике и географии.

Будущую профессию юноша избрал под влиянием двоюродного брата Вячеслава, студента медицинского института. На том же поприще настаивала и мама. В те годы медики особенно почитались в Осетии. Ведь взрослое поколение еще хорошо помнило ту пору бед и трагедий, о которой убедительно повествовало документальное свидетельство, относящееся к 1905 году: «Для врачебной помощи существует один фельдшер на восемь приходов (то есть на 70–80 селений) и один доктор на весь Владикавказский приход».

Впрочем, первой была мысль посвятить себя спорту. В секции вольной борьбы при обществе «Динамо» Урузмаг занимался с упоением: оттачивал захваты, броски, подсечки, выступал на первенствах, выполнил норму кандидата в мастера спорта. На Кавказе борьба – не только национальный вид спорта, но и образ жизни. В те годы по всей республике гремели имена основателя осетинской борцовской школы чемпиона Северного Кавказа двухметрового гиганта Петра Андиева; чемпиона мира и СССР призера Олимпиады в Мельбурне Алимбека Бестаева.

И все же в 1970 году Урузмаг поступил в мединститут. Плыть по течению себе не позволял. Занимался в научном хирургическом кружке, дежурил в больницах, работал на «Скорой помощи» санитаром, а затем – и фельдшером, летом, чтобы заработать денег, а не тянуть их из семьи, записывался в студенческие стройотряды. Кстати, и спорт не забросил, до самого выпуска продолжал выступать на различных соревнованиях.

Путевку в самостоятельную жизнь Беслекоев получал уже в Поволжье: после окончания четвертого курса перевелся на военно-медицинский факультет при Саратовском мединституте. Снова сказался пример брата, который к тому времени уже четыре года трудился военным врачом в Северо-Кавказском военном округе.

В 1976-м в роде Беслекоевых появился второй военврач – лейтенант медицинской службы Урузмаг Беслекоев. Первая должность – начальник медпункта зенитно-ракетной бригады, расквартированной на Дальнем Востоке. Вскоре он уже возглавлял медицинскую службу этого же соединения. Работы заметно прибавилось, но молодой врач умудрялся выкраивать время для операций в хирургическом отделении гарнизонного госпиталя, а в отпусках набирался опыта в окружном госпитале ДВО.

Понимая, что один только факт получения профессионального диплома не делает человека специалистом, Урузмаг старался как можно больше «насмотреться», впитать, быть в курсе новинок фармацевтики, медоборудования, то есть стать не просто ремесленником, а настоящим врачом. Очередным шагом к этой цели стала интернатура по хирургии. Дальше нужно было покорять новые высоты, и он покоряет: старший ординатор в 50-коечном госпитале, затем – в 200-коечном, в 1000-коечном.

Как настоящий борец, он не избегал поединков и смело бросал вызовы, в том числе и "тяжеловесам", то есть тяжелым недугам. Но если в спортивной жизни поединки борца Беслекоева с соперниками длились согласно правилам, не более пяти минут, то схватки хирурга Беслекоева, ценой которых выступала жизнь пациента, нередко измерялись часами. Оперировал он много. Сначала в качестве ассистента, потом – самостоятельно. «Школа была хорошая, – вспоминает Урузмаг Соломонович. – Она учила меня оценивать и просчитывать хирургические ситуации, строить прогнозы и мыслить».

Умение Беслекоева проводить «туше» недугам – прижимать болезнь лопатками к ковру – оценили. Из Уссурийска подающего надежды офицера направляют в Военно-медицинскую академию. Его новым учителем становится ученый с мировым именем – академик, генерал-майор медслужбы Анатолий Пантелеймонович Колесов. Что перенял у него? То, что мысль у хирурга должна опережать работу рук, что недопустимо умозрительно переоценивать свои возможности, квалификацию операционной бригады и потенциал организма пациента.

АФГАНИСТАН И СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Еще в бытность в академии Урузмаг обретает свой первый боевой опыт. 1985 год отмечен как один из самых кровопролитных для кампании советских войск в Афганистане. Бригаду хирургов из ВМА срочно отправляют в длительную командировку в приграничный с Афганистаном Термез. В нее включен и доктор Беслекоев. В Термезе находится точка подскока вертолетов с ранеными. Отсюда бортами хирурги время от времени перебрасываются и непосредственно в Афганистан.

После окончания академии Урузмаг Соломонович пять лет возглавлял отделение неотложной хирургии в окружном военном госпитале Уральского военного округа. Следующее назначение – ведущий хирург крупного военного госпиталя в Западной группе российских войск (Германия). Здесь в 1993 году военные пути-дорожки один-единственный раз свели военврачей братьев Беслекоевых вместе. Целых три месяца им довелось бок о бок трудиться в одном отделении. Дальше их пути снова разошлись. Старший – Вячеслав – вернулся из Германии в родной СКВО, младший – Урузмаг – убыл в Приволжский военный округ и принял должность ведущего хирурга 358-го окружного военного госпиталя в Самаре (с 2000 года – клиники Самарского военно-медицинского института).

В 2000-м ниточка, связывающая братьев, оборвалась навсегда. В те мартовские дни федеральные силы выкуривали бандформирования из чеченского села Комсомольское. Во Владикавказский военный госпиталь непрерывно поступал поток раненых. Ведущий хирург заслуженный врач Северной Осетии полковник медслужбы Вячеслав Беслекоев в течение недели почти не выходил из операционной. 18 марта его сердце не выдержало нагрузки...

Работать в охваченном войной регионе выпало и Урузмагу Соломоновичу. В сентябре 1999 года он убыл на Северный Кавказ с эшелоном, который доставил в район вооруженного конфликта медицинскую роту для 506-го мотострелкового полка приволжцев и окружной медицинский отряд специального назначения (МОСН). В 2000-м таких командировок будет еще несколько. Одни были связаны с организацией ротации военных медиков, другие – с деятельностью МОСНа по оказанию медицинской помощи раненым и пострадавшим в ходе контртеррористической операции. Развертывание медицинского спецназа в непосредственной близости от боевых порядков войск обеспечило оказание квалифицированной хирургической помощи в ранние сроки. К примеру, 78,5% пострадавших получили эту помощь уже в первые три часа после ранения.

Своеобразным подытоживанием той напряженной работы стал уникальный труд «Опыт оказания хирургической помощи раненым во втором чеченском конфликте», подготовленный доктором Беслекоевым в соавторстве с коллегами. «С первых дней октября 1999 года по середину мая 2000 года в нашем МОСНе было выполнено 1652 операции, в том числе 475 операций повышенной сложности. Почти треть из них имели характер неотложных, а около 27% – срочных», – рассказывает Урузмаг Соломонович.

Самарский окружной госпиталь тоже принимал раненых из Северо-Кавказского региона. В ходе боевых действий сюда поступило в общей сложности около 1500 человек. Более 100 из них прооперировал хирург Беслекоев.

В декабре 2001 года, после объединения ПриВО и УрВО, полковник медицинской службы Беслекоев возглавил кафедру и клинику в военно-медицинском вузе в Самаре. Так к хирургической практике добавилась еще и наставническая, педагогическая ноша. Его вклад в медицинскую науку и образование – это более 80 работ, 12 учебно-методических пособий. Круг его научных интересов обширен, хотя конечно же приоритет отдан военно-полевой хирургии. Его кандидатская диссертация «Особенности оказания хирургической помощи в локальных военных конфликтах», защищенная в 2002 году, до сих пор является серьезным подспорьем для военно-полевых хирургов.

Клиника продолжает оставаться для него вторым домом. Как и прежде, он может подолгу находиться со своими пациентами, забывая порой об отдыхе и выходных. О его хирургической технике уважительно отзываются коллеги. Его любят в коллективе, потому что работает он легко, без раздражительности и суеты, умеет ставить реальные цели, выбрать верную операционную стратегию и исполнять ее эффективно и по кратчайшему пути. Как и прежде, он мерит свою жизнь часами. Часами продолжительности операций. Часами лекций и практических занятий с молодой сменой – будущими военврачами. И покоряет – обаянием, здравомыслием, гуманизмом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
912
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2620
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1505
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1869

Другие новости