0
4437
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

18.04.2008 00:00:00

Почем сбитый самолет?

Владимир Рощупкин

Об авторе: Владимир Алексеевич Васильев - кандидат технических наук, профессор Академии военных наук. Владимир Тимофеевич Рощупкин - кандидат политических наук, профессор Академии военных наук.

Тэги: вов, ввс, награды


вов, ввс, награды Награды США: Медаль «Пурпурное сердце» (Purple Heart), Крест лётных заслуг (Distinguished Flying Cross), Воздушная медаль (Air Medal). Фото с сайта WWW: ru.wikipedia.org

На войне – как на войне: любая воинская профессия и опасна, и трудна. Но фронтовики справедливо полагали, что профессия летчика связана с особым риском. На всех этапах войны летный состав ВВС нес постоянные людские потери: в воздушных боях, от огня зенитной артиллерии, в результате авиакатастроф наконец.

ЦЕНА «МЕССЕРА» – ТЫСЯЧА

Поэтому для поддержания боевого духа, как тогда говорили, летно-подъемного состава в ВВС Красной армии была разработана и введена в действие система наград и поощрений. Уже в самом начале войны, 19 августа 1941 года, председатель Государственного комитета обороны и Ставки Верховного командования И.В.Сталин подписал соответствующий документ, который до сих пор помнят многие ветераны военной авиации – приказ № 02999. Им определялся порядок награждения экипажей самолетов ВВС РККА.

Командирам и комиссарам авиационных дивизий рекомендовалось представлять членов экипажей к наградам в соответствии с этим приказом. В частности, летчики-истребители награждались, как бы сейчас сказали, по трем номинациям: воздушный бой, удары по наземным целям, удары по аэродромам противника.

Так, за каждый сбитый в воздушном бою самолет противника предусматривалась выплата денежного вознаграждения в размере 1000 рублей. За каждые три сбитых вражеских самолета командование представляло пилота к правительственной награде. Те, кто сумел выстоять в 40 боевых вылетах на штурмовку вражеских наземных войск, удостаивались звания Героя Советского Союза и получали премию в 5000 рублей.

Что касается наград и поощрений за удары по аэродромам, то за четыре штурмовки, в ходе которых были уничтожены самолеты противника, пилот получал денежное вознаграждение в сумме 1500 рублей; за десять дневных или пять ночных ударов размер вознаграждения составлял 2000 рублей, а пилота представляли к правительственной награде. Основанием для второго представления к награде и получения премии в 3000 рублей служили 20 дневных или 10 ночных штурмовок.

За 35 дневных или 25 ночных ударов по аэродромам на летчика оформлялось представление к званию Героя Советского Союза, и он, кроме того, получал денежное вознаграждение в сумме 5000 рублей. При этом учитывались только результативные боевые вылеты, подтвержденные официально.

Что касается правительственных наград, особенно медали Золотая Звезда, то тут все понятно: их моральный вес был очень высок, а повсеместное уважение и авторитет летчика-героя неоспоримы и в армии, и в народе. По-иному обстояла ситуация с денежными премиями за успешные бои в воздухе и удары по наземным целям. Дело в том, что упоминавшиеся выше суммы в то время были скорее символическими.

Так, на те же 1000 рублей в зиму 1941–42 годов можно было разве что один раз без шика пообедать в московском ресторане. Что летчикам иногда удавалось, когда они изредка бывали в столице по служебным делам. Более эффективным и полезным, чем элементарные «закусоны» с водочкой, оказалось расходование премиальных денег на покупку «улучшенных», нежели это предусматривалось нормами, предметов вещевого снабжения. В частности, более качественной военной формы, теплых вещей.

В полевых же условиях, особенно в ходе наступательных операций, когда авиационным полкам и дивизиям приходилось часто менять место дислокации, а личному составу обитать в сырых землянках и блиндажах далеко не в комфортных условиях, летчики нередко тратили «премиальные» деньги на покупку дополнительных продуктов питания, чтобы быть в хорошей физической форме.

МЕДАЛИ И ДОЛЛАРЫ

В американской авиации была тщательно продумана военная форма, система регалий, наград и поощрений. Все выпускники авиационных колледжей и академий получали отличительный нагрудный знак в виде серебряных крыльев с условным обозначением принадлежности к той или иной службе. Пилоты очень гордились этими знаками отличия.

Среди призывников никаких знаков различия не имели рядовые, только что прошедшие курс молодого бойца, они получали всего 50 долларов в месяц, что по нынешнему курсу валюты соответствует 500 долларам. Среди этой категории больше всех получал первый сержант, или мастер-сержант – 138 долларов. Служащие по призыву отличались между собой шевронами на рукаве.

Среди офицеров, служивших по контракту, наименьшим званием обладали летчики-офицеры, которые получали в год 1800 долларов и дополнительное пособие-вознаграждение – 60 долларов в квартал для женатых и 45 для холостых. Выше их стояли уоррент-офицеры, получавшие от 1800 до 2100 долларов в год. Второй и первый лейтенанты на погонах и в петлицах имели по одной шпале: золотая – у младшего, серебряная – у старшего. Их ежегодный оклад составлял 1800–2000 долларов. Капитан имел в петлице, на погонах и на пилотке две серебряные шпалы и получал 2400 долларов в год.

Майор и подполковник имели одинаковые знаки отличия – металлическую розочку: золотого цвета – у майора и серебряную – у подполковника. Их годовой оклад составлял 3000 и 3500 долларов. Самый оригинальный знак отличия – белоголовый орлан с распростертыми крыльями был у полковников. Многие американцы той поры считали, что этот знак больше похож на цыпленка, а поэтому полковники имели нарицательное имя «чикен», т.е. цыпленок.

Высшие офицеры – генералы имели звание бригадного генерала, генерал-майора, генерал-лейтенанта и генерала, знаки различий которых определялись числом звезд на погонах и пилотках. Их ежегодное жалование – от 6000 до 8000 долларов.

Кроме денежного вознаграждения военнослужащие армии США и ВВС за свои воинские подвиги и отличия награждались орденами и памятными медалями. Самой распространенной медалью являлся знак «Пурпурное сердце», которым отмечались все военнослужащие, получившие ранение. Самой редкой и почетной была медаль Почета, которая по нашим понятиям может быть приравнена к Золотой Звезде Героя Советского Союза.

Медаль Почета впервые была выдана генерал-лейтенанту Джеймсу Дулитлу за то, что 18 апреля 1942 года под его командованием 16 средних бомбардировщиков B-25 нанесли первый бомбовый удар по четырем городам Японии в ответ на бомбардировку Пёрл-Харбора в декабре 1941 года. Подвиг заключался в том, что сухопутные бомбардировщики взлетали с палубы авианосца «Хорнет» на расстоянии 400 миль от японских островов без какой-либо надежды вернуться на его палубу. Не всем летчикам того налета удалось остаться в живых.

Всего по состоянию на 1 марта 1944 года медалью Почета были награждены 15 человек, из числа которых 10 погибли в жарких воздушных боях с японцами. В их числе капитан Харл Пис-младший; бригадный генерал Кеннет Н.Уоркер, полковник Демас Т.Кроу, лейтенант Джек У.Матс, майор Джозеф Р.Сакорский, бригадный генерал Лион У.Джонсон, полковник Джон Р.Кейн, лейтенант Ллойд Х.Хьюз, подполковник Эддисон И.Бакер, майор Ралф Челл.

В живых из награжденных медалью Почета на то время оставались полковник Пиерпонн М.Хамилтон, старший сержант Майнард Х.Смит, майор Джай Зимер-младший; лейтенант Джон Си Морган, полковник Нил И.Кирби.

Военнослужащие ВВС, как и вооруженных сил США в целом, в ходе Второй мировой войны награждались за свои подвиги и другими медалями и крестами. Наиболее значительными из них являлись: Крест «За отличие по службе», медаль «За отличие по службе», Легион Почета, Серебряная звезда, Летный крест за отличие, Воздушная медаль.

Особое место занимали медали, которыми отмечались повседневная деятельность и усердие по службе рядового и офицерского состава. К ним относятся: Солдатская медаль, медаль «Пурпурное сердце» – за ранение, Американская оборона, медаль «За участие в боевых действиях на азиатско-тихоокеанском театре военных действий», медаль «За участие в боевых действиях на американском ТВД и ТВД в Европе, Северной Африке и Среднем Востоке», медаль «За хорошее поведение».

Указанные награды носились на парадном мундире. На повседневной форме одежды знаки отличия обозначались колодкой нашивок на груди. В случае, когда какой-либо медалью военнослужащий награждался неоднократно, на медальной колодке или нашивке размещались золотые звезды по числу кратности этой награды.

Особые знаки отличия наносились на фюзеляже самолетов, участвовавших в воздушных боях и бомбардировках территории противника. На борту истребителей с левой стороны пилотской кабины квадратами с фашистской свастикой в центре обозначалось число фашистских самолетов, сбитых пилотом индивидуально и в группе. На борту бомбардировщиков слева от кабины пилота рисовались бомбы, число которых указывало количество боевых вылетов с бомбометанием.

Среди лучших истребителей ВВС Армии США отмечен майор Томас Мак-Гауер, летчик истребителя «Локхид» Р-38 из состава 431-й эскадрильи, командиром которой он являлся. На его счету на момент гибели 6 января 1945 года числилось 40 сбитых японских самолетов. В своем последнем неравном бою он сбил 3 самолета. За свой боевой подвиг он был удостоен медали Почета, а его имя увековечено в названии военно-воздушной базы Мак-Гауер, штат Нью-Джерси.

Следует заметить, что в США очень бережно относятся к памяти своих военнослужащих, в том числе летчиков, которые проявили личные мужество и героизм в ходе выполнения своего воинского долга в различных войнах и вооруженных конфликтах, что проявляется в названиях многочисленных военных баз, разбросанных по всей территории США. Например, всем известны авиационная и ракетная база Вандерберг, штат Калифорния, названная так в честь бывшего командующего стратегической авиации ВВС Армии США в годы Второй мировой войны Хоута Вандерберга. И таких примеров десятки.

В акватории Мирового океана более 20 лет плавало разведывательное судно вспомогательного флота ВМС США под названием «Генерал Арнольд». Его главной задачей являлось ведение радиолокационной, радиотехнической и инфракрасной разведки за полетом баллистических ракет большой дальности, их боевых головок в районе падения на Тихом океане, а также слежения за запуском и полетом космических аппаратов СССР.

Центральное разведывательное управление США считало этот корабль и его экипаж – семьдесят моряков и 130 научных сотрудников – ценнейшим органом электронной, радио- и радиотехнической разведки в зоне Тихого океана. В 1983 году, в связи с техническим износом судна, оно было списано, а разведывательная аппаратура перенесена на о. Гуам, где работает по настоящее время. Этот корабль был назван в честь главнокомандующего ВВС армии США в годы Второй мировой войны полного (четырехзвездного) генерала Генри Арнольда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как готовят инженерный спецназ

Как готовят инженерный спецназ

Владимир Полканов

Для достижения технологического лидерства нужны специалисты нового поколения

0
2472
Внимание на экран! Как цифровые технологии помогают будущим врачам

Внимание на экран! Как цифровые технологии помогают будущим врачам

Владимир Полканов

Нижегородские студенты принимают участие в разработке медицинских приложений

0
1870
В Дании будут досматривать танкеры теневого флота

В Дании будут досматривать танкеры теневого флота

Юрий Паниев

НАТО пытается блокировать Россию на Балтике, считают в Москве

0
1951
Москва нащупала опору в соседях Сирии

Москва нащупала опору в соседях Сирии

Игорь Субботин

Иракский премьер планирует посетить РФ

0
2374

Другие новости