Гареев М.А. Сражения на военно-историческом фронте. Сборник статей/ М.А. Гареев. – М.: Инсан, 2008. – 896 с.
Ветеранам Великой Отечественной уже далеко за восемьдесят, а они снова идут в бой. Теперь – за историческую правду, за честь Родины, за светлую память солдат, павших в кровавые годы войны с нацизмом. Их вынуждают к этому политиканы ближнего зарубежья, возвеличивающие местных эсэсовцев, бандеровцев, власовцев, полицаев, «лесных братьев» и прочее фашистское и националистическое отребье. Впрочем, доморощенных «восстановителей правды» у нас тоже хватает.
КЛИН ИЗ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ
Генерал армии Махмут Гареев шел по дорогам войны в составе панцирной (штурмовой) бригады. Смелости ему не занимать, чему порукой боевые ордена, в том числе два – Красного Знамени, полученные в те огненные годы. И сейчас он, президент Академии военных наук, на переднем крае борьбы с фальсификаторами истории. Об этом его новая книга, в которую вошли научные работы, статьи и очерки. Некоторые из них впервые увидели свет на страницах «НВО».
Пересмотр итогов Второй мировой войны выдается за восстановление исторической правды. Но правда состоит в том, что возникшие лишь в ХХ веке некоторые страны Восточной Европы и бывшие страны соцлагеря, а также их кукловоды с Запада, из кожи лезут, чтобы морально обезоружить Россию, обвинить в преступлениях против человечности и потребовать выплаты мифических «долгов». А в перспективе – разрушить Россию, расчленить на зависимые территории, вбить клин между населяющими ее людьми. Сейчас такой клин вбивается между бывшими народами СССР. И называется он – «исторические фальсификации». Идет подмена общей исторической памяти, которая является одной из основных форм самоидентификации нации наравне с родным языком. Именно против памяти народной и русского языка борются ревнители «национальной чистоты» из бывших советских республик. А помогают им «коммерческие историки» из России, зарабатывающие на дутых сенсациях, и авторы кино- и телеопусов, эксплуатирующие интерес к событиям прошлого, которые они откровенно извращают в угоду кассе, западному покупателю и «демократической» тусовке.
Отличительная черта Гареева-ученого – его стремление даже самые сложные теоретические построения сделать максимально доступными для читателя. По-военному ясно он излагает свои мысли, при этом не упрощая их, и ни в коем случае не сводит к примитиву. В первой части книги генерал анализирует методологию военно-исторической науки как составной части военных знаний. Он отстаивает системный подход, когда исследуется социально-политическая сущность войны, ее экономические и дипломатические аспекты и закономерности, все проявления вооруженной борьбы и опосредованные факторы, влияющие на исторические события. При этом равно отвергает идеологический догматизм и модный ныне субъективистский подход к событиям прошлого.
БОИ ЗА ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ
Вторая часть книги называется «Опыт Великой Отечественной войны и его значение для современных условий». Что и говорить, к опыту той эпохи отношение сейчас двойственное. С одной стороны, стратегия и тактика того периода служат обучению военнослужащих, с другой – методы ведения боевых действий в наше время кардинально изменились.
Советский народ внес решающий вклад в Победу. Если бы не СССР, мировая история пошла бы другим путем, а целые народы были бы обречены на вымирание. Роль Советского Союза столь велика, что нынешняя Россия имеет право занимать особое место в миропорядке. А этому противятся очень многие.
Махмут Гареев анализирует развитие советского военного искусства в период Второй мировой. Что интересно, беллетристы, восхищающиеся «сумрачным германским гением» – операциями Гудериана, Роммеля, Манштейна, – ставят в пример их действия лишь в начальный период войны. После 1942 года они действовали по прежним своим шаблонам и терпели поражения. В то же время советские военачальники действовали гибко, по-новому. И мастерски применяли против гитлеровцев их же тактические и стратегические приемы. Тому примером – Сталинград.
Один из уроков той войны: нельзя сосредоточивать всю власть в руках одного человека, особенно некомпетентного. Сталин, желая любыми способами оттянуть начало войны, отверг все предложения наркома обороны, начальника Генштаба, не разрешил привести войска в боевую готовность. И даже 22 июня 1941 года внес в директиву войскам указание «не предпринимать никаких действий, могущих вызвать политические осложнения».
Генерал армии Гареев анализирует ряд операций прошедшей войны, их особенности. У полководцев Великой Отечественной есть чему поучиться и сейчас. Например, Георгий Жуков ни при каких обстоятельствах не начинал операции, если она не была подготовлена в материальном отношении. А у нас войска в Грозный шли без карт города...
Третья часть книги посвящена анализу основных направлений фальсификации истории Великой Отечественной войны, объяснению их несостоятельности. Махмут Гареев отвечает на конкретные публикации в СМИ, выдвигает действенные контраргументы. Впрочем, какие могут быть аргументы против грубой подтасовки, лжи и грубости, заменяющих авторам инсинуаций исторические документы и факты? Автор вскрывает методы создания исторических фальсификатов, поясняет, как передергиваются факты, используется недобросовестный подсчет, вычленяются неугодные события, а отдельные случаи раздуваются до глобальных размеров.
Примером может служить разоблачение версии о так называем «упреждающем ударе» по Германии, который якобы готовил Сталин. Автор этой версии – Геббельс, а не перебежчик Резун (Суворов), яростно ее пропагандирующий. Махмут Гареев приводит слова американского историка Джозефа Ная: «...в информационный век побеждает тот, чья история убедительнее, чья история способна привлекать людей».
Речь о победе, понятно, может идти применительно к войне. В данном случае – к войне идеологической, психологической, информационной. И разворачивается она в том числе в пространстве военно-историческом, на полях былых сражений и в душах юных поколений. Здесь генерал армии Махмут Гареев ведет тяжелые наступательные бои за историческую память, за национальное сознание, за Россию прошлую, нынешнюю и будущую.