0
1225
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

27.03.2009 00:00:00

Не только память, но и забота

Тэги: минобороны, памятники


минобороны, памятники Японские туристы обязательно посещают памятник павшим соотечественникам.

В середине марта представители Минобороны России, которым поручено заниматься установлением судеб и мест захоронения российских воинов, погибших или пропавших без вести в ходе боевых действий или при других обстоятельствах, а также увековечиванием их памяти, выехали на работу в Румынию, Венгрию и Китай.

Оформляют визы и готовятся отправиться в Польшу и Чехию еще несколько гражданских сотрудников МО. Всего за рубежами нашей страны заботами о кладбищах русских (советских) солдат и офицеров, членов их семей будут заниматься 29 человек. Примерно по четыре – в каждой стране, где намечено открыть представительство российского военного ведомства. Помимо названных государств это еще Германия и Литва. А всего на территориях ближнего и дальнего зарубежья находится 22 629 захоронений наших соотечественников. В них покоятся 5 562 673 человека.

Эти цифры привел журналистам начальник управления Минобороны России по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества генерал-майор Александр Кирилин. К 2015 году, сказал он, к 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне, мы должны привести в порядок почти 50 тыс. воинских мемориальных кладбищ, расположенных не только за рубежом, но и в самой России.

И хотя сейчас идет только технико-экономическое обоснование этих расходов, что должны понести в том числе и местные власти, а воинские памятники расположены в России на территории 73 регионов и в 24 зарубежных странах, президент Дмитрий Медведев уже поручил Минфину выделять на содержание русских могил за границей ежегодно по 5 млн. долл. против 1,5 млн. долл., которые назначались раньше.

Правда, в этом году в Минобороны пока не получили на эти цели ни цента. И сегодня сохранность памятников павшим российским воинам часто поддерживается или восстанавливается за счет спонсоров.

Показательным в этом отношении, как сказал генерал Кирилин, является сотрудничество военного ведомства с гуманитарным фондом «Поколение», которое возглавляет Андрей Скотч. На деньги фонда (это ни много ни мало, а 86 млн. 250 тыс. руб.) и при поддержке китайской Международной ассоциации содействия развитию экономики и культуры города Даляня (бывший порт Дальний) приведены в порядок могилы русских и советских воинов на мемориальном кладбище в Люйшюне (город Порт-Артур). На этом кладбище похоронены герои Русско-японской войны 1904–1905 годов, оборонявшие Порт-Артур, в том числе и на высоте 203 (она же гора Высокая), а также советские воины, освобождавшие Китай в 1945-м, во время Второй мировой. Те, кто погиб в период Корейской войны в 1950–1953-х, и умершие в послевоенные годы, когда Порт-Артур и порт Дальний еще принадлежали нашей стране.

Несколько лет назад автору данных строк довелось побывать в этих местах. Поразила запущенность одних могил – русских воинов, защищавших высоту 203 (их там погибло более 4500 человек вместе с командиром – полковником Третьяковым). Китайцы за могилами не ухаживали – они считали, что в Русско-японскую на их земле сражались те, кто хотел ее захватить. И вызывало уважение то, как местные власти относились к могилам советских воинов. Они были если не в идеальном, но все-таки в порядке.

 
Мемориал на высоте 203.
Фото автора

Но еще большее уважение вызвали памятники на высоте 203. Те, что установили там японцы. Своим солдатам – их полегло на подступах к горе Высокой более 12 тыс. человек, и среди них двое сыновей генерала Маресукэ Ноги, который командовал осаждавшей Порт-Артур японской армией. Этот памятник представляет собой трехметровый патрон, вознесенный на гранитное основание. И памятник нашим воинам – тоже. Русская батарея, расстреливавшая со склонов высоты в упор атакующего противника, была сохранена победителями как знак восхищения стойкостью и мужеством неприятельских артиллеристов. И, добавим от себя, как гордость за своих бойцов, которые сумели одолеть не кого-нибудь, а столь грозных врагов.

На высоте 203 стояло еще зенитное орудие – памятник советским воинам, взявшим ее в 1945-м, и ажурная антенна радиолокационной станции, которая принадлежала нашей радиолокационной роте, что несла здесь службу до 1955 года. На лафете орудия я заметил выцарапанную надпись: «Дембель неизбежен – 1956 год» и подпись: «Николай из Воронежа».

У памятников на высоте 203 стояло много японцев. Их автобусы заполонили площадку у подножья горы. Русских лиц не было видно ни одного. Я поинтересовался у сопровождавших меня китайца, часто ли приходят сюда наши моряки с торговых судов, что регулярно заходят в Даляньский порт. Он пожал плечами: практически никогда.

Наверное, не только управлению Минобороны РФ по увековечиванию памяти погибшим, отдельным общественным организациям и доброхотам, но и каждому из нас нужно еще очень многое сделать, чтобы к памятникам нашим воинам, русским и советским, но героически защищавшим национальные интересы страны там, куда она их отправила, никогда не зарастала тропа. Не только нашей памяти, но и заботы. Без этого мы не сможем быть нацией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
369
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
475
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
386
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
328

Другие новости